?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Одним из "магистральных направлений" современной реформы образования в России  является отказ от так называемой "педагогики знаний", замена ее на "компетентностный подход", включающий в себя отдельный блок "индивидуальной проектной работы". Именно это направление вызывает самое большое неприятие российского учительского сообщества, именно по по его поводу ломается большинство копий. Однако группа российских "младореформаторов" от педагогики не собирается отказываться от компетентностного подхода ни за какие коврижки... Более того, в частной беседе с одним из реформаторов я однажды услышал, что отказ от "педагогики знаний" -- это квинтэссенция современной реформы, все остальное -- лишь обеспечивающие ее дополнительные условия или политические уступки определенным социальным группам.  Что же  это такое "педагогика знаний"? Чем она так плоха и почему ее надо разрушить любой ценой?

Вначале немного истории. Не для кого из профессиональных педагогов не секрет, что современная система обучения появилась  как реакция на появление и широкое внедрение в западноевропейскую экономику мануфактурного (основанного на разделении труда) производства. Именно тогда,  в  начале  17 века, великий Ян Амос Коменский написал и перевел на латынь свою "Великую Дидактику", в которой были изложены принципы, позволяющие "поставить на поток" подготовку  грамотных людей, что дало мануфактурам  массовый приток легко обучаемых работников.
коменский
Именно из потребностей МАССОВОЙ подготовки работников для мануфактур возникала знаменитая триада -- "знание- умение - навыки". Ребенок должен был вначале УЗНАТЬ, все что ему  понадобится в процессе производственной деятельности, затем - СУМЕТЬ это сделать и, наконец, превратить это УМЕНИЕ в НАВЫК -- то есть нечто, выполняемое АВТОМАТИЧЕСКИ.  После получения ребенком необходимого для работы набора навыков, его обучение можно было считать законченным и он шел реализовывать полученные навыки на ближайшую мануфактуру. Чем больше было количество полученных им навыков, чем жестче и точнее они были закреплены, тем больше пользы приносил работник мануфактуре и тем на большие преференции в системе мануфактурного производства он мог рассчитывать -- это и создавало стимулы для процесса обучения.  Система была проста, технологична и в силу этого очень эффективна. Недаром она продержалась почти ЧЕТЫРЕСТА лет (с 1627 года).
мануфактура

И только сейчас. когда умерло (или умирает...) не только мануфактурное, но и сменившее его индустриальное производство, когда мир вступил в  фазу "постиндустриального общества", система Коменского стала откровенно "сбоить". Основным ресурсом нового, постиндустриального производства становится не машина (для обслуживания которой готовила работников система Коменского), а ЧЕЛОВЕК. А основной характеристикой человека, определяющей его полезность в постиндустриальном производстве стала КРЕАТИВНОСТЬ -- то есть способность поступать нестандартно, принимать необычные решения, находить необходимые знания и приобретать необходимые умения ПРЯМО В ПРОЦЕССЕ ПРОИЗВОДСТВА. Это связано прежде всего с тем, что информация стала МАССОВО ДОСТУПНОЙ и получить некое преимущество в процессе производства можно лишь использовав УНИКАЛЬНУЮ информацию, в идеале -- ТОЛЬКО ЧТО СОЗДАННУЮ. Созданную КРИЭЙТОРОМ, ЗДЕСЬ и СЕЙЧАС...

Экономика все меньше и меньше нуждается в РАБОТНИКАХ, обладающих сколь угодно большим набором НАВЫКОВ, все больше и больше -- в РАЗРАБОТЧИКАХ, обладающих всего одним, но самым важным "навыком" -- КРЕАТИВНОСТЬЮ. Если вы в это не верите -- зайдите на любой сайт поиска работы и посмотрите "коэффициенты напряженностей" (отношения числа резюме к числу вакансий) по группам специальностей. Вы увидите, что чем ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО ПРОЩЕ специальность (грузчик, курьер, подсобный рабочий...) тем  ВЫШЕ   "коэффициент напряженности" -- проще говоря, тем БОЛЬШЕ людей претендует на ОДНО рабочее место. Чем ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО СЛОЖНЕЕ специальность (конструктор, программист, инженер-технолог...) тем "коэффициент напряженности" НИЖЕ. Для программистов, например, он сейчас в Москве равен единице (одно резюме на одно рабочее место), а по некоторым узким специализациям (например, программист 1С) -- даже ниже единицы...
7007

Что же получается? Производство требует КРИЭЙТОРОВ, а школа продолжает штамповать РАБОТНИКОВ, абсолютно не заботясь о том, смогут ли  эти работники занять хоть какое-то место в складывающейся сейчас системе "постиндустриального производства". Причем делает это ЗА НАШ С ВАМИ СЧЕТ. Это как если бы я заказал на заводе изготовить мне транспортное средство, оплатил заказ, а придя забирать получил бы телегу с ярмом, приспособленным для запрягания пары волов... А что -- транспортное же средство? Как там говорил по похожему поводу В.И. Ульянов( Ленин) -- "формально правильно, а по существу издевательство".


Именно поэтому "педагогика знаний" должны быть уничтожена в самое ближайшее время. Или хотя бы -- СВЕДЕНА К МИНИМУМУ. И в этом я полностью поддерживаю  российских реформаторов системы образования.

UPD. В качестве постскриптума к одной из дискуссий в комментах, выношу в текст поста слова Эйнштейна:
"Все с детства знают, что то-то и то-то невозможно. Но всегда находится невежда, который этого не знает. Он то и делает открытие"
promo torin_kr december 5, 2015 19:43 25
Buy for 200 tokens
Этот пост -- заказной. Меня его попросила написать одна моя хорошая знакомая, с которой мы знакомы такое количество лет. что аж страшно становится. Как говорит в таких случаях мой младший брат -- "Да ну нафиг. Столько и не живут". Живут... к сожалению. Ладно, это было лирическое…

Comments

znayka_99
Oct. 3rd, 2013 11:56 am (UTC)
А причем тут Рождество Христово? Вы цифирки-то небось по Москве взяли? А вы куда-нить в Ульяновск съездите. Или в Кемерово, к примеру... Какие там криэйторы, кому они там нах... нужны?
torin_kr
Oct. 3rd, 2013 12:00 pm (UTC)
Ну по Москве -- просто нашел только по Москве. По Кемерово и Ульяновску найти не могу... Но судя по уровню зарплат (в том же Кемерово рядовому программисту предлагают зарплату на уровне начальника цеха на крупнейшем комбинате города) вряд ли у них принципиально другая картина...
znayka_99
Oct. 3rd, 2013 12:05 pm (UTC)
Да эти зарплаты вообще ничего не отражают -- что мы не знаем, как в России зарплаты назначают? У секретарши Генерального небось зарплата еще больше чем у всех ваших программистов будет...

Edited at 2013-10-03 12:05 pm (UTC)
torin_kr
Oct. 3rd, 2013 12:08 pm (UTC)
Может и больше. Но секретарь Генерального -- это ОДНА должность, да и обязанности уж больно специфические... А программистов надо все больше и больше.
hvylya
Oct. 3rd, 2013 09:42 pm (UTC)
ну не знаю, у нас в Харькове програмистом устроиться запросто. А девочкой на ресепшен уже сложнее.
torin_kr
Oct. 4th, 2013 03:39 am (UTC)
А приезжайте в Москву... Мне в отдел человек нужен -- второй месяц ищу и не могу найти такого, который знал бы что такое тэта-соединение в SQL-запросе и сколько бывает уровней изолированности транзакций...
hvylya
Oct. 4th, 2013 12:08 pm (UTC)
да я не программист, я на Фортране остановилась в своё время. Зять у меня математик, работает в айтишной фирме, не столько программистом, сколько именно математиком. А муж специалист по микроконтроллерам.
И в Москву мы не хотим, ну её нафиг. С таким уровнем зарплат комфортнее жить в Харькове, пробки меньше, можно каждые выходные кататься на кайтах-сёрфах, ездить на море под прогноз. А москвичи выбираются в Крым раз в году на неделю, так что, выбор очевиден...
torin_kr
Oct. 4th, 2013 12:19 pm (UTC)
Ну если искать бытового комфорту тогда конечно Харьков "делает" Москву ка бог черепаху...

А про уровень зарплат... билеты на самолет в Крым и обратно -- это моя зарплата за полтора дня. Правда я ВЫСОКО-оплачиваемый программист.
hvylya
Oct. 4th, 2013 12:37 pm (UTC)
самолёт отпадает. Вы не видели наш бусик, загруженый досками под самую крышу. И на выходные слетать всё равно нереально. Самолёт -- геморный вид транспорта, всё равно день уходит. Приехать за час минимум, аэропорт далеко, приземлиться в Симфи, доехать до моря... Не вариант на выходные. А от Харькова до Кирилловки 450 км, до Арабатки чуть больше.
Ну и у нас тут тоже есть высокооплачиваемые программисты. При общем более дешёвом проживании смысла нет ехать. Просто, прошли те времена, когда з/п отличались в разы. Мы уже к чуть ли не к Германии по уровню оплаты труда программеров приближаемся.
Да и не хочется в Россию, поймите правильно. С вашим путинизмом нам не по пути.
torin_kr
Oct. 4th, 2013 12:42 pm (UTC)
Да он такой же наш как и ваш... Но позиция понятна. А летаю я в Севастополь. Потом оттуда полтора часа на маршрутке до Симеиза -- там обычно и живу.
(no subject) - hvylya - Oct. 4th, 2013 12:56 pm (UTC) - Expand
(no subject) - torin_kr - Oct. 4th, 2013 01:03 pm (UTC) - Expand
pphantom
Oct. 4th, 2013 06:04 pm (UTC)
Вы непоследовательны. Надо искать не человека, который знал бы, что такое тета-соединение, а человека, который был бы в состоянии это усвоить. :)
torin_kr
Oct. 5th, 2013 08:08 am (UTC)
вы правы, конечно. Но как за полчаса собеседования понять ЧТО человек в состоянии УСВОИТЬ? Хотя бы понять что он знает, а уж что в состоянии понять -- это НАМНОГО сложнее...
pphantom
Oct. 5th, 2013 10:15 am (UTC)
Так ведь это и есть та причина, по которой "школа продолжает штамповать работников".

Все рассуждения о постиндустриальном обществе и т.п. весьма хороши, но как только дело доходит до попыток оценки возможностей научившихся (в любых видах: экзаменов, собеседований, тестирований), обнаруживается, что проявлять нужно готовые знания, причем быстро. И спрос, естественно, рождает предложение.

Дело в том, что общество на самом деле не так уж сильно изменилось, как кажется. В частности, никто из работодателей, как и Вы, не готов потратить даже несколько месяцев на выяснение, получится ли у данного кандидата что-то креативное или нет. Для того, чтобы такое стало возможным, надо, чтобы у людей отсутствовала личная заинтересованность в немедленных результатах работы, а для этого надо сначала построить коммунизм или сделать что-то аналогичное по уровню перестройки общества.
torin_kr
Oct. 5th, 2013 10:59 am (UTC)
Ну Вы берете только крайности -- или-или. На самом деле нужно и то и то -- и знания и креативность. Знания нужны как ПЕРВИЧНЫЙ тест (да и сколько их, тех знаний нужно-то...), а вот дальше, для нормальной работы нужны именно КРЕАТИВНЫЕ СПОСОБНОСТИ...
(no subject) - pphantom - Oct. 5th, 2013 11:33 am (UTC) - Expand
(no subject) - torin_kr - Oct. 5th, 2013 12:29 pm (UTC) - Expand
(no subject) - pphantom - Oct. 5th, 2013 01:01 pm (UTC) - Expand
(no subject) - torin_kr - Oct. 5th, 2013 01:19 pm (UTC) - Expand
(no subject) - pphantom - Oct. 5th, 2013 01:48 pm (UTC) - Expand
(no subject) - torin_kr - Oct. 5th, 2013 03:35 pm (UTC) - Expand
(no subject) - pphantom - Oct. 5th, 2013 08:09 pm (UTC) - Expand
(no subject) - torin_kr - Oct. 6th, 2013 05:49 am (UTC) - Expand
(no subject) - pphantom - Oct. 6th, 2013 10:45 am (UTC) - Expand
(no subject) - torin_kr - Oct. 7th, 2013 06:20 am (UTC) - Expand
(no subject) - pphantom - Oct. 7th, 2013 10:09 am (UTC) - Expand
(no subject) - torin_kr - Oct. 7th, 2013 10:11 am (UTC) - Expand
(no subject) - pphantom - Oct. 7th, 2013 10:41 am (UTC) - Expand
(no subject) - torin_kr - Oct. 7th, 2013 10:47 am (UTC) - Expand
(no subject) - pphantom - Oct. 7th, 2013 03:18 pm (UTC) - Expand
(no subject) - torin_kr - Oct. 7th, 2013 06:00 pm (UTC) - Expand
(no subject) - pphantom - Oct. 7th, 2013 06:26 pm (UTC) - Expand
(no subject) - torin_kr - Oct. 7th, 2013 06:30 pm (UTC) - Expand
(no subject) - pphantom - Oct. 7th, 2013 06:33 pm (UTC) - Expand
(no subject) - torin_kr - Oct. 5th, 2013 03:39 pm (UTC) - Expand
(no subject) - pphantom - Oct. 5th, 2013 08:00 pm (UTC) - Expand
(no subject) - torin_kr - Oct. 6th, 2013 05:53 am (UTC) - Expand
(no subject) - pphantom - Oct. 6th, 2013 10:19 am (UTC) - Expand
33samurai
Aug. 15th, 2014 07:22 am (UTC)
Столько всего написано правильного про устарелость нынешней системы образования и тут на тебе - самому требуется готовый специалист - то есть человек с навыками. Иронично.