?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Одним из "магистральных направлений" современной реформы образования в России  является отказ от так называемой "педагогики знаний", замена ее на "компетентностный подход", включающий в себя отдельный блок "индивидуальной проектной работы". Именно это направление вызывает самое большое неприятие российского учительского сообщества, именно по по его поводу ломается большинство копий. Однако группа российских "младореформаторов" от педагогики не собирается отказываться от компетентностного подхода ни за какие коврижки... Более того, в частной беседе с одним из реформаторов я однажды услышал, что отказ от "педагогики знаний" -- это квинтэссенция современной реформы, все остальное -- лишь обеспечивающие ее дополнительные условия или политические уступки определенным социальным группам.  Что же  это такое "педагогика знаний"? Чем она так плоха и почему ее надо разрушить любой ценой?

Вначале немного истории. Не для кого из профессиональных педагогов не секрет, что современная система обучения появилась  как реакция на появление и широкое внедрение в западноевропейскую экономику мануфактурного (основанного на разделении труда) производства. Именно тогда,  в  начале  17 века, великий Ян Амос Коменский написал и перевел на латынь свою "Великую Дидактику", в которой были изложены принципы, позволяющие "поставить на поток" подготовку  грамотных людей, что дало мануфактурам  массовый приток легко обучаемых работников.
коменский
Именно из потребностей МАССОВОЙ подготовки работников для мануфактур возникала знаменитая триада -- "знание- умение - навыки". Ребенок должен был вначале УЗНАТЬ, все что ему  понадобится в процессе производственной деятельности, затем - СУМЕТЬ это сделать и, наконец, превратить это УМЕНИЕ в НАВЫК -- то есть нечто, выполняемое АВТОМАТИЧЕСКИ.  После получения ребенком необходимого для работы набора навыков, его обучение можно было считать законченным и он шел реализовывать полученные навыки на ближайшую мануфактуру. Чем больше было количество полученных им навыков, чем жестче и точнее они были закреплены, тем больше пользы приносил работник мануфактуре и тем на большие преференции в системе мануфактурного производства он мог рассчитывать -- это и создавало стимулы для процесса обучения.  Система была проста, технологична и в силу этого очень эффективна. Недаром она продержалась почти ЧЕТЫРЕСТА лет (с 1627 года).
мануфактура

И только сейчас. когда умерло (или умирает...) не только мануфактурное, но и сменившее его индустриальное производство, когда мир вступил в  фазу "постиндустриального общества", система Коменского стала откровенно "сбоить". Основным ресурсом нового, постиндустриального производства становится не машина (для обслуживания которой готовила работников система Коменского), а ЧЕЛОВЕК. А основной характеристикой человека, определяющей его полезность в постиндустриальном производстве стала КРЕАТИВНОСТЬ -- то есть способность поступать нестандартно, принимать необычные решения, находить необходимые знания и приобретать необходимые умения ПРЯМО В ПРОЦЕССЕ ПРОИЗВОДСТВА. Это связано прежде всего с тем, что информация стала МАССОВО ДОСТУПНОЙ и получить некое преимущество в процессе производства можно лишь использовав УНИКАЛЬНУЮ информацию, в идеале -- ТОЛЬКО ЧТО СОЗДАННУЮ. Созданную КРИЭЙТОРОМ, ЗДЕСЬ и СЕЙЧАС...

Экономика все меньше и меньше нуждается в РАБОТНИКАХ, обладающих сколь угодно большим набором НАВЫКОВ, все больше и больше -- в РАЗРАБОТЧИКАХ, обладающих всего одним, но самым важным "навыком" -- КРЕАТИВНОСТЬЮ. Если вы в это не верите -- зайдите на любой сайт поиска работы и посмотрите "коэффициенты напряженностей" (отношения числа резюме к числу вакансий) по группам специальностей. Вы увидите, что чем ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО ПРОЩЕ специальность (грузчик, курьер, подсобный рабочий...) тем  ВЫШЕ   "коэффициент напряженности" -- проще говоря, тем БОЛЬШЕ людей претендует на ОДНО рабочее место. Чем ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО СЛОЖНЕЕ специальность (конструктор, программист, инженер-технолог...) тем "коэффициент напряженности" НИЖЕ. Для программистов, например, он сейчас в Москве равен единице (одно резюме на одно рабочее место), а по некоторым узким специализациям (например, программист 1С) -- даже ниже единицы...
7007

Что же получается? Производство требует КРИЭЙТОРОВ, а школа продолжает штамповать РАБОТНИКОВ, абсолютно не заботясь о том, смогут ли  эти работники занять хоть какое-то место в складывающейся сейчас системе "постиндустриального производства". Причем делает это ЗА НАШ С ВАМИ СЧЕТ. Это как если бы я заказал на заводе изготовить мне транспортное средство, оплатил заказ, а придя забирать получил бы телегу с ярмом, приспособленным для запрягания пары волов... А что -- транспортное же средство? Как там говорил по похожему поводу В.И. Ульянов( Ленин) -- "формально правильно, а по существу издевательство".


Именно поэтому "педагогика знаний" должны быть уничтожена в самое ближайшее время. Или хотя бы -- СВЕДЕНА К МИНИМУМУ. И в этом я полностью поддерживаю  российских реформаторов системы образования.

UPD. В качестве постскриптума к одной из дискуссий в комментах, выношу в текст поста слова Эйнштейна:
"Все с детства знают, что то-то и то-то невозможно. Но всегда находится невежда, который этого не знает. Он то и делает открытие"
promo torin_kr december 5, 2015 19:43 25
Buy for 200 tokens
Этот пост -- заказной. Меня его попросила написать одна моя хорошая знакомая, с которой мы знакомы такое количество лет. что аж страшно становится. Как говорит в таких случаях мой младший брат -- "Да ну нафиг. Столько и не живут". Живут... к сожалению. Ладно, это было лирическое…

Comments

( 110 comments — Leave a comment )
znayka_99
Oct. 3rd, 2013 11:33 am (UTC)
Весь пост построен на том, что " умерло (или умирает...) не только мануфактурное, но и сменившее его индустриальное производство". А это автор никак и нигде не доказал. Ему просто хочется в это верить...
torin_kr
Oct. 3rd, 2013 11:37 am (UTC)
А что, в 2013 году от Р.Х. это еще надо кому-то доказывать?
(no subject) - znayka_99 - Oct. 3rd, 2013 11:56 am (UTC) - Expand
(no subject) - torin_kr - Oct. 3rd, 2013 12:00 pm (UTC) - Expand
(no subject) - znayka_99 - Oct. 3rd, 2013 12:05 pm (UTC) - Expand
(no subject) - torin_kr - Oct. 3rd, 2013 12:08 pm (UTC) - Expand
(no subject) - hvylya - Oct. 3rd, 2013 09:42 pm (UTC) - Expand
(no subject) - torin_kr - Oct. 4th, 2013 03:39 am (UTC) - Expand
(no subject) - hvylya - Oct. 4th, 2013 12:08 pm (UTC) - Expand
(no subject) - torin_kr - Oct. 4th, 2013 12:19 pm (UTC) - Expand
(no subject) - hvylya - Oct. 4th, 2013 12:37 pm (UTC) - Expand
(no subject) - torin_kr - Oct. 4th, 2013 12:42 pm (UTC) - Expand
(no subject) - hvylya - Oct. 4th, 2013 12:56 pm (UTC) - Expand
(no subject) - torin_kr - Oct. 4th, 2013 01:03 pm (UTC) - Expand
(no subject) - pphantom - Oct. 4th, 2013 06:04 pm (UTC) - Expand
(no subject) - torin_kr - Oct. 5th, 2013 08:08 am (UTC) - Expand
(no subject) - pphantom - Oct. 5th, 2013 10:15 am (UTC) - Expand
(no subject) - torin_kr - Oct. 5th, 2013 10:59 am (UTC) - Expand
(no subject) - pphantom - Oct. 5th, 2013 11:33 am (UTC) - Expand
(no subject) - torin_kr - Oct. 5th, 2013 12:29 pm (UTC) - Expand
(no subject) - pphantom - Oct. 5th, 2013 01:01 pm (UTC) - Expand
(no subject) - torin_kr - Oct. 5th, 2013 01:19 pm (UTC) - Expand
(no subject) - pphantom - Oct. 5th, 2013 01:48 pm (UTC) - Expand
(no subject) - torin_kr - Oct. 5th, 2013 03:35 pm (UTC) - Expand
(no subject) - pphantom - Oct. 5th, 2013 08:09 pm (UTC) - Expand
(no subject) - torin_kr - Oct. 6th, 2013 05:49 am (UTC) - Expand
(no subject) - pphantom - Oct. 6th, 2013 10:45 am (UTC) - Expand
(no subject) - torin_kr - Oct. 7th, 2013 06:20 am (UTC) - Expand
(no subject) - pphantom - Oct. 7th, 2013 10:09 am (UTC) - Expand
(no subject) - torin_kr - Oct. 7th, 2013 10:11 am (UTC) - Expand
(no subject) - pphantom - Oct. 7th, 2013 10:41 am (UTC) - Expand
(no subject) - torin_kr - Oct. 7th, 2013 10:47 am (UTC) - Expand
(no subject) - pphantom - Oct. 7th, 2013 03:18 pm (UTC) - Expand
(no subject) - torin_kr - Oct. 7th, 2013 06:00 pm (UTC) - Expand
(no subject) - pphantom - Oct. 7th, 2013 06:26 pm (UTC) - Expand
(no subject) - torin_kr - Oct. 7th, 2013 06:30 pm (UTC) - Expand
(no subject) - pphantom - Oct. 7th, 2013 06:33 pm (UTC) - Expand
(no subject) - torin_kr - Oct. 5th, 2013 03:39 pm (UTC) - Expand
(no subject) - pphantom - Oct. 5th, 2013 08:00 pm (UTC) - Expand
(no subject) - torin_kr - Oct. 6th, 2013 05:53 am (UTC) - Expand
(no subject) - pphantom - Oct. 6th, 2013 10:19 am (UTC) - Expand
(no subject) - 33samurai - Aug. 15th, 2014 07:22 am (UTC) - Expand
koz_mar
Oct. 3rd, 2013 12:08 pm (UTC)
Мне кажется ,что креативность свойство врожденное ,в крайнем случае закладываемое в раннем возрасте .Есть какие то педагогические приемы развития творческих способностей ,но реально они малоэффективны.Знания при усердии можно вложить и тугодуму .Креативность все равно останется креативностью ,а тугодум все равно не станет креэйтером ,но тогда и знаний не приобретет .
torin_kr
Oct. 3rd, 2013 12:10 pm (UTC)
Есть такая точка зрения... Но я с ней не согласен. Я знаю опыт работы летних выездных школ для школьников при Красноярском университете в течении 20 лет, в результате которых уровень креативности участников ОДНОЗНАЧНО повышается. А если это можно делать в выездных школах, то почему нельзя в обычной школе?

Edited at 2013-10-03 12:11 pm (UTC)
(no subject) - koz_mar - Oct. 3rd, 2013 12:16 pm (UTC) - Expand
(no subject) - torin_kr - Oct. 3rd, 2013 12:24 pm (UTC) - Expand
(no subject) - koz_mar - Oct. 3rd, 2013 12:46 pm (UTC) - Expand
(no subject) - torin_kr - Oct. 3rd, 2013 12:48 pm (UTC) - Expand
(no subject) - hvylya - Oct. 3rd, 2013 09:44 pm (UTC) - Expand
(no subject) - torin_kr - Oct. 4th, 2013 03:45 am (UTC) - Expand
(no subject) - koz_mar - Oct. 4th, 2013 04:06 am (UTC) - Expand
(no subject) - torin_kr - Oct. 4th, 2013 04:50 am (UTC) - Expand
(no subject) - hvylya - Oct. 4th, 2013 12:18 pm (UTC) - Expand
anna_oreshnik
Oct. 3rd, 2013 01:03 pm (UTC)
А можете подсказать какую-нибудь школу в Москве, в которой уже сейчас учат креативности? Район не важен, главное -- в Москве.
torin_kr
Oct. 3rd, 2013 01:12 pm (UTC)
Ну сотню-другую не могу, а пару-тройку -- без проблем.

Вот обычная государственная - http://734.msk.ru/
Вот государственная, но не совсем обычная -- это ежели Ваш ребенок УЖЕ чем-то выделяется -- http://www.sch-int.ru/

А вот лучшая на мой взгляд частная школа Москвы -- http://www.school-1.ru/

Выбирайте сами...
(no subject) - anna_oreshnik - Oct. 3rd, 2013 01:28 pm (UTC) - Expand
(no subject) - torin_kr - Oct. 3rd, 2013 01:34 pm (UTC) - Expand
(no subject) - alexdj - Oct. 3rd, 2013 01:51 pm (UTC) - Expand
(no subject) - torin_kr - Oct. 3rd, 2013 01:58 pm (UTC) - Expand
(no subject) - alexdj - Oct. 3rd, 2013 03:27 pm (UTC) - Expand
(no subject) - torin_kr - Oct. 3rd, 2013 04:54 pm (UTC) - Expand
(no subject) - alexdj - Oct. 3rd, 2013 06:42 pm (UTC) - Expand
(no subject) - torin_kr - Oct. 3rd, 2013 07:23 pm (UTC) - Expand
(no subject) - 33samurai - Aug. 15th, 2014 07:28 am (UTC) - Expand
(no subject) - torin_kr - Aug. 15th, 2014 08:20 am (UTC) - Expand
v_oron
Oct. 3rd, 2013 02:24 pm (UTC)
Хорошо, все-таки, что ты закончил с людьми работать и начал работать с машинами.
torin_kr
Oct. 3rd, 2013 02:33 pm (UTC)
Кто это Вам, сударь сказал, что я закончил работать с людьми? А это что, по-вашему, не работа?
Четыре месяца назад у меня было 100 френдов и десяток просмотров в день. Сейчас у меня тысяча френдов и несколько сотен уникальных просмотров в день (могу статистику опубликовать). Через год у меня будет десять тысяч френдов и пару тысяч "уников" в день? И это по-вашему не работа? Да я второй месяц не могу найти время в WOW поиграть
(no subject) - v_oron - Oct. 3rd, 2013 02:41 pm (UTC) - Expand
(no subject) - torin_kr - Oct. 3rd, 2013 04:50 pm (UTC) - Expand
(no subject) - v_oron - Oct. 3rd, 2013 04:55 pm (UTC) - Expand
(no subject) - torin_kr - Oct. 3rd, 2013 04:58 pm (UTC) - Expand
(no subject) - hvylya - Oct. 3rd, 2013 09:46 pm (UTC) - Expand
(no subject) - v_oron - Oct. 4th, 2013 01:16 am (UTC) - Expand
(no subject) - yoshi_stan - Oct. 4th, 2013 09:22 am (UTC) - Expand
(no subject) - torin_kr - Oct. 4th, 2013 09:48 am (UTC) - Expand
(no subject) - yoshi_stan - Oct. 4th, 2013 10:31 am (UTC) - Expand
(no subject) - torin_kr - Oct. 4th, 2013 11:39 am (UTC) - Expand
(no subject) - yoshi_stan - Oct. 4th, 2013 02:12 pm (UTC) - Expand
(no subject) - torin_kr - Oct. 5th, 2013 08:19 am (UTC) - Expand
(no subject) - yoshi_stan - Oct. 5th, 2013 09:09 am (UTC) - Expand
(no subject) - torin_kr - Oct. 5th, 2013 09:16 am (UTC) - Expand
(no subject) - yoshi_stan - Oct. 5th, 2013 09:21 am (UTC) - Expand
(no subject) - torin_kr - Oct. 5th, 2013 09:23 am (UTC) - Expand
(no subject) - hvylya - Oct. 4th, 2013 12:53 pm (UTC) - Expand
(no subject) - yoshi_stan - Oct. 4th, 2013 02:15 pm (UTC) - Expand
(no subject) - hvylya - Oct. 4th, 2013 09:50 pm (UTC) - Expand
(no subject) - yoshi_stan - Oct. 5th, 2013 09:12 am (UTC) - Expand
(no subject) - vchernik - Apr. 15th, 2015 08:00 pm (UTC) - Expand
(no subject) - torin_kr - Apr. 15th, 2015 09:33 pm (UTC) - Expand
(no subject) - ylya_stogoff - Oct. 3rd, 2013 02:28 pm (UTC) - Expand
torin_kr
Oct. 3rd, 2013 02:34 pm (UTC)
И где у меня про ПХП?

А вообще работать должны машины, человек должен ДУМАТЬ!
hvylya
Oct. 3rd, 2013 09:48 pm (UTC)
затра дома начнут печатать на 3Д принтерах. Куда каменщиков девать будете? Уже пора думать. Как раз выростет через десять-пятнадцать лет порция оболтусов, а тут облом-с... Нет чёрной работы для них.
(no subject) - torin_kr - Oct. 4th, 2013 03:40 am (UTC) - Expand
(no subject) - hvylya - Oct. 4th, 2013 12:14 pm (UTC) - Expand
(no subject) - torin_kr - Oct. 4th, 2013 12:22 pm (UTC) - Expand
(no subject) - hvylya - Oct. 4th, 2013 12:39 pm (UTC) - Expand
(no subject) - torin_kr - Oct. 4th, 2013 12:44 pm (UTC) - Expand
yani_aserfi
Oct. 5th, 2013 06:02 pm (UTC)
Очень большая нетерпимость к изменениям. Нужно терпеть )), а лучше всего понимать, куда идут процессы, садиться в машину времени и обгонять!
torin_kr
Oct. 5th, 2013 06:17 pm (UTC)
А где ее взять -- машину времени?
33samurai
Aug. 15th, 2014 08:19 am (UTC)
>Вы увидите, что чем ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО ПРОЩЕ специальность (грузчик, курьер, подсобный рабочий...) тем ВЫШЕ "коэффициент напряженности" -- проще говоря, тем БОЛЬШЕ людей претендует на ОДНО рабочее место. Чем ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО СЛОЖНЕЕ специальность (конструктор, программист, инженер-технолог...) тем "коэффициент напряженности" НИЖЕ.

Чем сложнее задача, тем выше требования к решающему её. Чем выше требования, тем меньше соответствующих им. Чем меньше соответствующих им, тем более жестко выражено будет разделение труда.

Именно поэтому в любой, сколь угодно креативной области, есть одиночки или небольшие группы, способные к синтезу решения и большое число обслуживающего персонала, решающего частные вопросы. Именно так триста лет назад решали задачи производства.

>Основным ресурсом нового, постиндустриального производства становится не машина (для обслуживания которой готовила работников система Коменского), а ЧЕЛОВЕК.

Наоборот, именно человек был центром классического индустриального производства. Человек, который генерировал идею, которая находила воплощение в машине. Но и не только. Сам по себе процесс "обслуживания машины" был несравненно сложнее, чем сейчас и без человека машина была просто мёртвым металлом. Вы ещё скульптора назовите прислужником своим инструментам.

И всё развитие производства в индустриальную эпоху характеризуется всемерным снижением требований к непосредственным операторам машин, низводя их роль до ничтожной с неизбежной финальной стадией такого развития в виде автоматизированных линий и предприятий. Креативность же никуда не делась, просто теперь приходиться думать не категориями станка, а категориями заводов. Да вот только есть одна проблема - доля креативных, способных синтезировать ответ на вопрос "что делать" не сильно изменилась, а рост сложности инструментов производства так и вовсе привёл к дефициту людей, способных пользоваться ими, что, в свою очередь, привело к их специализации.
torin_kr
Aug. 15th, 2014 08:27 am (UTC)
Это никак не отменяет мой основной тезис -- о повышении требований к креативности выпускников школ. Скорее уточняет его.
(no subject) - 33samurai - Aug. 15th, 2014 08:35 am (UTC) - Expand
(no subject) - torin_kr - Aug. 15th, 2014 08:38 am (UTC) - Expand
(no subject) - 33samurai - Aug. 15th, 2014 08:52 am (UTC) - Expand
(no subject) - torin_kr - Aug. 15th, 2014 09:02 am (UTC) - Expand
(no subject) - 33samurai - Aug. 15th, 2014 09:09 am (UTC) - Expand
(no subject) - torin_kr - Aug. 15th, 2014 09:38 am (UTC) - Expand
(no subject) - 33samurai - Aug. 15th, 2014 09:40 am (UTC) - Expand
(no subject) - torin_kr - Aug. 15th, 2014 09:50 am (UTC) - Expand
(no subject) - 33samurai - Aug. 15th, 2014 10:02 am (UTC) - Expand
( 110 comments — Leave a comment )