torin_kr (torin_kr) wrote,
torin_kr
torin_kr

Categories:

Немного экономики -- о рекламе, а также реальном и виртуальном в экономике.

В очередной раз оказался втянут в дискуссию о том, что такое "реальный сектор экономики". Я уже писал о "реальности" реального сектора экономики вот  в этом посту --http://torin-kr.livejournal.com/57383.html, но тут возник некий интересный поворот в споре, мыслями по поводу которого и хочу с вами, мои уважаемые френды, поделится.


Речь в нашем споре зашла о рекламе как отрасли экономики. Согласно с крайне вульгаризированным экономическим мышлением сторонников "реального сектора",  реклама ПАРАЗИТИРУЕТ на этом самом "реальном секторе", сама ничего не производя и только пожирая значительную часть прибавочной стоимости. В обоснование этого тезиса приводится крайне упрощенный силлогизм -- РЕАЛЬНАЯ экономика удовлетворяет РЕАЛЬНЫЕ  потребности, РЕАЛЬНЫЕ потребности -- это потребности, обеспечивающие ФИЗИЧЕСКОЕ выживание человека, ФИЗИЧЕСКОЕ выживание человека обеспечивают ЕДА, ОДЕЖДА и ЖИЛИЩЕ. Реклама сама по себе не увеличивает количество произведенной еды, одежды и жилья, следовательно она НЕ ЯВЛЯЕТСЯ реальным сектором экономики.  Логично? Логично, но при условии что верен исходный тезис -- о ЕДЕ, ОДЕЖДЕ и ЖИЛИЩЕ. А он-то как раз и НЕ ВЕРЕН.   У человека есть не только ПЕРВИЧНЫЕ, материальные  потребности. У него есть и всегда были потребности НЕ МАТЕРИАЛЬНЫЕ, потребности в определенных "знаковых одеждах", образах и легендах, которые он может потреблять ВМЕСТЕ с материальным продуктом  или ВМЕСТО него. И на удовлетворение именно этих потребностей и работает реклама.

Сегодня в мире рекламная отрасль давно уже не просто “двигатель торговли”. Совместно с видом деятельности, именуемым на Западе «PR», реклама превратилась в гигантское производство по упаковке и продаже “Brand Legend”. Реклама стала новым  производительным сектором экономики, она добавляет товару новую потребительскую стоимость.  Собственно термин “реклама” уже не отражает нового качества нового производственного феномена: возникла индустрия, “снявшая” достижения многих поколений наших предков в области “культуры” и начавшая производить из знаков и метафор новые смыслы и ценности. Именно эти  смыслы и ценности и покупает потребитель  ВМЕСТЕ с продаваемым товаром, причем большую часть стоимости составляет как раз НЕ ТОВАР.

Рассмотрим с этой точки зрения вопрос: что, например, покупает потребитель-курильщик, покупая пачку сигарет “Camel”? Если исходить только из "материального наполнения" этого продукта, он покупает один из сортов табака, ничем не лучший, чем табак сигарет “Lucky Strike” либо “Marlboro”. Эксперименты показали, что в более чем 80% случаев приверженец “Camel”, с завязанными глазами не может на вкус различить их среди сигарет других марок, но покупает именно “Camel” всегда, когда у него есть возможность выбора.

Это ставит под сомнение то, что курильщик приобретает “табак определенного вкуса”. Но тогда — что?

Вместе с товаром "brand-name", он покупает “brand legend” — упакованную в образные коды возможность переживания в воображении растиражированного самоощущения. В случае с “Camel”, он покупает “macho feeling” — “ощущение себя самцом”, двадцатикратное — по числу использований пачки с целью извлечения сигареты — отождествление себя с “Мужиком-Со-Щетиной”, только что переплывшим пороги (или прошедшим маршрут “Кэмэл-Трофи”). Это не только самоощущение. Оно транслируется в кругу общения — пачка характерного дизайна демонстрируется не только себе, но и окружающим. Покупается  и продается не ТОВАР, покупается ЭКЗИСТЕНЦИАЛ: "свернутые ощущения переживания".
54c100bf3e38627eaa7e12fd3984ec49
За очевидностью этого заключения таится открытие: реклама, сначала обеспечивая торговлю товарами, а затем, начав самостоятельно торговать стилями жизни, превратилась в индустриальную культуру, открыв дорогу еще одной ипостаси пост-индустриализма. Сегодня виртуальные, "созданные из знаков"  сущности не менее реальны, чем продукты физического производства. Одним из лозунгов современного мира становится: “perception is reality” (восприятие есть реальность).  Остается только, не останавливаясь на признании того, что “мир таков, каким его видят люди”, пойти дальше и признать, что производство "созданных из знаков" объектов имеет такое же отношение к «реальному сектору экономики», как производство “промышленной продукции”.
Tags: Немного экономики, УМНОСТИ
Subscribe
promo torin_kr april 3, 20:29 102
Buy for 100 tokens
Все больше россиян опасаются не только коронавируса, но и увольнения из-за эпидемиологического кризиса, говорится в материалах Национального агентства финансовых исследований (НАФИ). Почти половина (42%) опрошенных, оставшись без работы, не смогут протянуть и месяца без займов. Еще 26% отвечают,…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 10 comments