?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

В очередной раз оказался втянут в дискуссию о том, что такое "реальный сектор экономики". Я уже писал о "реальности" реального сектора экономики вот  в этом посту --http://torin-kr.livejournal.com/57383.html, но тут возник некий интересный поворот в споре, мыслями по поводу которого и хочу с вами, мои уважаемые френды, поделится.


Речь в нашем споре зашла о рекламе как отрасли экономики. Согласно с крайне вульгаризированным экономическим мышлением сторонников "реального сектора",  реклама ПАРАЗИТИРУЕТ на этом самом "реальном секторе", сама ничего не производя и только пожирая значительную часть прибавочной стоимости. В обоснование этого тезиса приводится крайне упрощенный силлогизм -- РЕАЛЬНАЯ экономика удовлетворяет РЕАЛЬНЫЕ  потребности, РЕАЛЬНЫЕ потребности -- это потребности, обеспечивающие ФИЗИЧЕСКОЕ выживание человека, ФИЗИЧЕСКОЕ выживание человека обеспечивают ЕДА, ОДЕЖДА и ЖИЛИЩЕ. Реклама сама по себе не увеличивает количество произведенной еды, одежды и жилья, следовательно она НЕ ЯВЛЯЕТСЯ реальным сектором экономики.  Логично? Логично, но при условии что верен исходный тезис -- о ЕДЕ, ОДЕЖДЕ и ЖИЛИЩЕ. А он-то как раз и НЕ ВЕРЕН.   У человека есть не только ПЕРВИЧНЫЕ, материальные  потребности. У него есть и всегда были потребности НЕ МАТЕРИАЛЬНЫЕ, потребности в определенных "знаковых одеждах", образах и легендах, которые он может потреблять ВМЕСТЕ с материальным продуктом  или ВМЕСТО него. И на удовлетворение именно этих потребностей и работает реклама.

Сегодня в мире рекламная отрасль давно уже не просто “двигатель торговли”. Совместно с видом деятельности, именуемым на Западе «PR», реклама превратилась в гигантское производство по упаковке и продаже “Brand Legend”. Реклама стала новым  производительным сектором экономики, она добавляет товару новую потребительскую стоимость.  Собственно термин “реклама” уже не отражает нового качества нового производственного феномена: возникла индустрия, “снявшая” достижения многих поколений наших предков в области “культуры” и начавшая производить из знаков и метафор новые смыслы и ценности. Именно эти  смыслы и ценности и покупает потребитель  ВМЕСТЕ с продаваемым товаром, причем большую часть стоимости составляет как раз НЕ ТОВАР.

Рассмотрим с этой точки зрения вопрос: что, например, покупает потребитель-курильщик, покупая пачку сигарет “Camel”? Если исходить только из "материального наполнения" этого продукта, он покупает один из сортов табака, ничем не лучший, чем табак сигарет “Lucky Strike” либо “Marlboro”. Эксперименты показали, что в более чем 80% случаев приверженец “Camel”, с завязанными глазами не может на вкус различить их среди сигарет других марок, но покупает именно “Camel” всегда, когда у него есть возможность выбора.

Это ставит под сомнение то, что курильщик приобретает “табак определенного вкуса”. Но тогда — что?

Вместе с товаром "brand-name", он покупает “brand legend” — упакованную в образные коды возможность переживания в воображении растиражированного самоощущения. В случае с “Camel”, он покупает “macho feeling” — “ощущение себя самцом”, двадцатикратное — по числу использований пачки с целью извлечения сигареты — отождествление себя с “Мужиком-Со-Щетиной”, только что переплывшим пороги (или прошедшим маршрут “Кэмэл-Трофи”). Это не только самоощущение. Оно транслируется в кругу общения — пачка характерного дизайна демонстрируется не только себе, но и окружающим. Покупается  и продается не ТОВАР, покупается ЭКЗИСТЕНЦИАЛ: "свернутые ощущения переживания".
54c100bf3e38627eaa7e12fd3984ec49
За очевидностью этого заключения таится открытие: реклама, сначала обеспечивая торговлю товарами, а затем, начав самостоятельно торговать стилями жизни, превратилась в индустриальную культуру, открыв дорогу еще одной ипостаси пост-индустриализма. Сегодня виртуальные, "созданные из знаков"  сущности не менее реальны, чем продукты физического производства. Одним из лозунгов современного мира становится: “perception is reality” (восприятие есть реальность).  Остается только, не останавливаясь на признании того, что “мир таков, каким его видят люди”, пойти дальше и признать, что производство "созданных из знаков" объектов имеет такое же отношение к «реальному сектору экономики», как производство “промышленной продукции”.
promo torin_kr december 5, 2015 19:43 26
Buy for 200 tokens
Этот пост -- заказной. Меня его попросила написать одна моя хорошая знакомая, с которой мы знакомы такое количество лет. что аж страшно становится. Как говорит в таких случаях мой младший брат -- "Да ну нафиг. Столько и не живут". Живут... к сожалению. Ладно, это было лирическое…

Comments

( 10 comments — Leave a comment )
egogeo
Sep. 23rd, 2013 09:19 am (UTC)
брутальный мужчина и лайт сигареты?
torin_kr
Sep. 23rd, 2013 09:23 am (UTC)
Ну они же не только "лайт" бывают? Хотя я тут не эксперт-- я не курю и никогда не курил, поэтому не могу судить, что такое сигареты "Кэмел". Но бренд-легенда у них именно такая -- брутальный мужчина...
egogeo
Sep. 23rd, 2013 12:29 pm (UTC)
я имел ввиду конкретно эту рекламу.
torin_kr
Sep. 23rd, 2013 12:33 pm (UTC)
А, а я сразу и не заметил, что там "Light" на картинке...
yani_aserfi
Sep. 23rd, 2013 06:18 pm (UTC)
В этом во всём гораздо более интересным является то, кто и как определяет какие ценности, смысли и переживания нужно продавать.
torin_kr
Sep. 23rd, 2013 06:22 pm (UTC)
Кто-кто? "Креативный класс", вестимо. За это его и не любят...
utyos
Sep. 24th, 2013 01:45 pm (UTC)
Собственно, как обычно. Я имею в виду ощущение от твоих постов. По факту все верно, логично, правильно. Но, с позволения сказать, РАЗВЕ ЭТО ХОРОШО? Просто мысли по вышеизложенному предмету: я курю, давно, иногда с получки из пижонских соображений даже Кэмэл или Кент с ментолом, который с капсулой. Но среднестатистически я курю САМЫЕ ДЕШЕВЫЕ фильтрованные сигареты. Фильтрованные просто потому, что не люблю крошки табака от "астры" выплевывать, а пластмассовые мундштуки все время теряются, забиваются и т. д. И я ПРИНЦИПИАЛЬНО НЕ ЖЕЛАЮ платить деньги за "ощущение себя самцом". Особенно когда тот же товар без ощущения себя самцом стоит в разы, а то и на порядок дешевле. Как раз за счет экономии на рекламе.
torin_kr
Sep. 24th, 2013 01:53 pm (UTC)
Толик, ТЫ не желаешь. А МАССА народа -- ЖЕЛАЕТ. Ты думаешь, анекдот про то, что "Лох, нафига по 20 купил, когда за углом можно по 50" -- это анекдот? Хрен там, это самая реальная реальность. Люди ХОТЯТ покупать не товар, а МИФ вокруг товара. ХОТЯТ, понимаешь...

И не обязательно глупые люди. Из цивилизованного мира мифы исчезли. Ну вот сидишь ты (я в смысле или тот же Сволик) по 9 часов в офисе, потом два часа в метро и и пять часов за тем же компом дома -- вот она и вся твоя жизнь... А ХОЧЕТСЯ ощутить себя МАЧО. Крутым, небритым, только что из прерии, все девочки от твоего вида падают в обморок...

И если сигареты "Кэмел" дают ИЛЛЮЗИЮ этого -- то что в этом плохого?
utyos
Sep. 24th, 2013 02:20 pm (UTC)
Плохо то, что деньги обесценились настолько, что их готовы платить за иллюзию. Money for nothing.
Хотя да, иллюзии, оно конечно... Я вот себе купил же косуху. Двадцать лет собирался... Только я ее купил во "вселенной" за полторы тыщи, и плевать, что она искусственная. А настоящая стоит от восьми...
Я понимаю, что люди ХОТЯТ. Я не понимаю, почему. Это же нелогично... Ну нелогично покупать Айфон просто потому, что он Айфон. Если он не взломанный, в него ж музыку свою не залить даже... Что он блин такого делает, чего не делает какой-нибудь Леново, Филипс Ксениум или даже Флай? Эта разница в функционале стоит разницы в цене на порядок?
torin_kr
Sep. 24th, 2013 02:35 pm (UTC)
Да НИЧЕГО НЕ ДЕЛАЕТ. Он позволяет ОЩУЩАТЬ СЕБЯ КРУТЫМ. Вот за это и платят...
( 10 comments — Leave a comment )

Latest Month

April 2019
S M T W T F S
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
282930    
Powered by LiveJournal.com
Designed by Akiko Kurono