Top.Mail.Ru
? ?

Previous Entry | Next Entry

Я, как все нормальные советские дети, учил в школе обществоведение и регулярно ходил на политинформации. В ВУЗе у меня, будущего физика, самым большим по общему объему часов был цикл "общественных наук" - вначале "история КПСС", потом "марксистско-ленинская философия". Так что фразу о том, что "социализм -- это первая стадия коммунизма" я слышал не один раз и даже не одну сотню раз, причем со ссылкой именно на классиков марксизма. А в этом посту я попытаюсь объяснить почему, на мой взгляд, к марксизму в его изначальном смысле эта фраза не имеет ни малейшего отношения.

Любая реализовавшаяся общественно-политическая практика проходит в своей истории три стадии -- вначале она существует как  философско-онтологическая теория, затем как социально-политическое учение и затем -- как социально-политическая практика. На каждом переходе от одной стадии к другой она с неизбежностью искажается -- это нормально, вопрос только в степени искажения. Когда все три стадии (или хотя бы две первых) проходят при непосредственном участии одних и тех же "первых" лиц, как это было с исламом или буддизмом, тогда искажения минимальны. Христианству и марксизму в этом смысле повезло меньше -- ни Христос, ни Маркс физически не дожили до этапа превращения своих философско-онтологических концепций в  массовые социально-политические учения.

Так в чем же, на мой взгляд состоит философское учение марксизма и почему я отказываюсь признавать его тождество с тем
социально-политическим учением, которое называет себя "марксизмом-ленинизмом"? Начнем "ab ovo".

Сколько  существует человечество, столько мыслителей мучал вопрос -- в чем смысл этого существования? Ответов за несколько тысячелетий было придумано много, но был среди этих ответов один, мне наиболее близкий -- человечество существует ради ПОЗНАНИЯ. Наиболее полно и закончено этот ответ изложил немецкий философ, живший в конце 18-начале 19 веков Георг Вильгельм Фридрих Гегель. Излагать подробно его учение я не буду, для этого не посты надо писать, а собрания сочинений, мне сейчас важно одно -- его учение оказало потрясающее влияние на еще одного немецкого философа, которого звали Карл Маркс. В философском смысле слова Маркс всю свою сознательную жизнь был "правоверным гегельянцем" и философская концепция марксизма -- это развитое и дополненное гегельянство. Но дополненное воистину ГЕНИАЛЬНО.

Что сделал Маркс? Он задал СЛЕДУЮЩИЙ вопрос, тот, перед которым остановился Гегель -- хорошо, человечество познает мир. Но КАК оно это делает?  И сам же на него ответил -- путем СВОБОДНОЙ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. Познает и одновременно преобразует, что в идеологии гегелевской диалектики суть ОДНО И ТО ЖЕ (именно в этом, кстати, величие т.н. "одиннадцатого тезиса о Фейербахе").   Значит, что обладает АБСОЛЮТНОЙ ЦЕННОСТЬЮ --правильно,  свобода человеческой деятельности, или, на языке экономики и социологии -- свобода человеческого труда. Человеческий труд должен быть освобожден от всех и всяческих препон на своем пути -- ради процесса ПОЗНАНИЯ человеком окружающего мира. Основной препоной на этом пути на тот момент являлось ЧАСТНАЯ СОБСТВЕНННОСТЬ НА СРЕДСТВА ПРОИЗВОДСТВА.

И Маркс весь свой полемический талант  бросает на борьбу с частной собственностью на средства производства. Заметьте --только НА СРЕДСТВА ПРОИЗВОДСТВА. Никакая другая частная собственность его не волновала. Средства производства должны быть общедоступны РАДИ УВЕЛИЧЕНИЯ ОБЩЕГО ОБЪЕМА ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (то есть ради ускорения процесса познания). Но почему они не свободны? Да потому, что частная собственность  на средства производства позволяет собственникам
присваивать РЕЗУЛЬТАТЫ труда. Значит, надо отменить частное присвоение результатов труда -- ради всё того же УВЕЛИЧЕНИЯ ОБЩЕГО ОБЪЕМА ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

Концепция отмены частной собственности ради увеличения объемов труда имеет мало шансов стать массовым социально-политическим учением. Собственно, при жизни Маркса она таким учением и не стала. Но Маркс умирает, а его учение "присваивают" себе будущие идеологи зарождающейся индустриализации -- т.н. социал-демократы. Им нужен хоть какой-то инструмент вовлечения работника в процесс машинообразного производства -- ибо с одной стороны человек в этом процессе окончательно превращен в винтик, а с другой -- этот винтик должен выполнять достаточно большой набор операций -- и не все из них так уж просты.

И "общественная собственность на средства производства" становится как раз такой приманкой -- работай больше, работай осмысленней, работай заинтересованней -- ибо это все ОБЩЕСТВЕННОЕ, то есть и ТВОЕ ТОЖЕ. А чтоб ты об этом (о том, что оно и твое тоже) не забывал, мы будем о тебе заботится. Точнее, о твоих ПРОСТЕЙШИХ ПОТРЕБНОСТЯХ -- еда, жилье, тепло, медицинское обеспечение et cetera...

Так концепция ОБЩЕСТВА СВОБОДНОГО ТРУДА превращается в концепцию ОБЩЕСТВА СОЦИАЛЬНОГО ПРИЗРЕНИЯ. Так КОММУНИЗМ превращается в СОЦИАЛИЗМ. Основная подмена сделана -- не свободный доступ к средствам производства, а справедливое (в некоем смысле) распределение результатов применения этих самых средств. Маркса вообще не интересовало РАСРЕДЕЛЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ, его интересовал ПРОЦЕСС ДЕЯТЕЛЬНОСТИ и место человека в этом процессе. Не низкая оплата труда превращает пролетария в раба, а САМ ФАКТ РАБОТЫ ЗА ОПЛАТУ -- не важно, низкую или высокую. Как только человек начинает продавать ПРОЦЕСС СВОЕГО ТРУДА -- он раб, он не свободен. Свободный продает РЕЗУЛЬТАТ ТРУДА,  а не процесс -- вот в чем суть марксизма, взятого в экономическом ракурсе.

Марксизм -- это общество,  в котором каждый из его членов имеет доступ к любым средствам производства, в которых он нуждается. Движение по пути к коммунизму -- это УПРОЩЕНИЕ процесса доступа самых разных групп населения к самым разным средствам производства. Социализм же -- это общество максимально справедливого распределения  результатов труда между различными группами населения. "Больше социализма" -- это больше справедливости при распределении произведенного продукта. Эти два процесса никак между собой не связаны. Поэтому социализм не имеет никакого отношения к коммунизму.
promo torin_kr april 3, 2020 20:29 94
Buy for 100 tokens
Все больше россиян опасаются не только коронавируса, но и увольнения из-за эпидемиологического кризиса, говорится в материалах Национального агентства финансовых исследований (НАФИ). Почти половина (42%) опрошенных, оставшись без работы, не смогут протянуть и месяца без займов. Еще 26% отвечают,…

Comments

( 75 comments — Leave a comment )
Page 1 of 2
<<[1] [2] >>
lj_frank_bot
Jul. 27th, 2020 10:09 am (UTC)
Здравствуйте!
Система категоризации Живого Журнала посчитала, что вашу запись можно отнести к категории: Общество.
Если вы считаете, что система ошиблась — напишите об этом в ответе на этот комментарий. Ваша обратная связь поможет сделать систему точнее.
Фрэнк,
команда ЖЖ.
torin_kr
Jul. 27th, 2020 10:11 am (UTC)
Согласен
(no subject) - lj_frank_bot - Jul. 27th, 2020 10:14 am (UTC) - Expand
evening_cowboy
Jul. 27th, 2020 10:12 am (UTC)
Like
Олександр Саметак
Jul. 27th, 2020 10:33 am (UTC)
Главный лозунг "социализма" в СССР -от каждого по потребности, каждому по способности.
torin_kr
Jul. 27th, 2020 10:51 am (UTC)
Хорошая шутка...
(no subject) - apleks - Jul. 27th, 2020 12:18 pm (UTC) - Expand
(no subject) - lx_photos - Jul. 27th, 2020 06:35 pm (UTC) - Expand
(no subject) - pennkoff - Jul. 27th, 2020 08:31 pm (UTC) - Expand
mindfactor
Jul. 27th, 2020 10:38 am (UTC)
> Не низкая оплата труда превращает пролетария в раба, а САМ ФАКТ РАБОТЫ ЗА ОПЛАТУ -- не важно, низкую или высокую. Как только человек начинает продавать ПРОЦЕСС СВОЕГО ТРУДА -- он раб, он не свободен. Свободный продает РЕЗУЛЬТАТ ТРУДА, а не процесс -- вот в чем суть марксизма, взятого в экономическом ракурсе.

Любопытно, спасибо.
torin_kr
Jul. 27th, 2020 10:50 am (UTC)
Пожалуйста...
dimmoff
Jul. 27th, 2020 10:56 am (UTC)
Like
vopros_veka
Jul. 27th, 2020 10:57 am (UTC)
Мне и в школе, и в вузе преподавали, что социализм ни в коем случае не был первой стадией коммунизма. Он был переходной стадией между капитализмом и коммунизмом.
torin_kr
Jul. 27th, 2020 11:04 am (UTC)
"социализм как первая стадия коммунизма" -- это прямая цитата из ВУЗовского учебника по философии год так за 80-й. Если хотите, могу прям найти выходные данные этого учебника

Но фиг с ним, с учебником, это формальность. Дело в другом -- социализм не является и переходной стадией тоже. Социализм -- это просто движение в ПЕРПЕНДИКУЛЯРНОМ направлении. Между капитализмом и коммунизмом никаких переходных стадий нет. Собссно коммунизм и есть высшая стадия капитализма. И на примере высокотехнологичного бизнеса США (прежде всего ИТ-бизнеса) это очень хорошо видно.
sl_lopatnikov
Jul. 27th, 2020 11:29 am (UTC)
Вы плохо учились, ничего не поняли и смешно фантазируете.
Общественная собственность на средства производства ПО МАРКСУ возникает в силу увеличивающего разделения труда и, соответственно, невозможности одному человек призвести современный конечный продукт. Это предопределяет общественный характер труда, включая участие прошлого труда. Главное противоречие капитализма - по Марксу - это противоречие между общественным характером труда и частным присвоением его результатов. И с частной собственность. на средства производства надлежит бороться, так как это основной инструмент частного присвоения труда.
Социализм с общественной собственностью на средства производства является соответственно первой стадией коммунизма именно потому что при социализме антагонистическое противоречие между общественным характером производства и частным характером потребления ЧАСТИЧНО снимается. Но только частично в силу в силу сохранения товарного характера производства - то есть необходимости обмена и сохранения возможности его неэквивалентности.
Эта проблема- ПО МАРКСУ снимается при полном коммунизму, так как средства производства развиваются настолько, что обмен перестает быть необходимым. Не случайно Марс говорит о первобытном коммунизме то есть о до-товарном обществе. Потому что, по Марксу, на определенной стадии технологического развития возникнет возможность отказа от обмена. При этом, последняя проблема - это проблема распределения ресурсов и, в частности, проблем "земельной ренты". Не случайно в Критике Готской программы Маркс детально критикует Лассалевский взгляд, что "все ценности произведены трудом". Он говорит о природных ценностях. Но эту проблему Маркс до конца не решил.

Сегодня просматривается другой способ исключения эксплуатации и преодоления товарности производства: когда труд людей оказывается ненужным и неконкурентоспособным по сравнению с машинным трудом. Это как бы супер-луддизм. Но это отдельный вопрос.
torin_kr
Jul. 27th, 2020 12:02 pm (UTC)
"Вы плохо учились, ничего не поняли и смешно фантазируете." -- тоже самое я могу вернуть Вам.

Вы плохо учились, ничего не поняли и даже фантазировать не умеете...
Вы точно не читали ни "Экономическо-философские рукописи 1844 года" ни даже "Экономические рукописи 1857 - 1859 годов". Да и Das Kapital я думаю Вы знаете исключительно по пересказам.

Edited at 2020-07-27 12:11 pm (UTC)
(no subject) - sl_lopatnikov - Jul. 27th, 2020 04:54 pm (UTC) - Expand
(no subject) - torin_kr - Jul. 27th, 2020 05:03 pm (UTC) - Expand
(no subject) - val_oper - Jul. 29th, 2020 06:35 am (UTC) - Expand
freken_magda
Jul. 27th, 2020 12:52 pm (UTC)
Заснула на середине пста.
torin_kr
Jul. 27th, 2020 01:03 pm (UTC)
А кто заставлял читать?
(no subject) - freken_magda - Jul. 27th, 2020 01:04 pm (UTC) - Expand
(no subject) - torin_kr - Jul. 27th, 2020 01:06 pm (UTC) - Expand
(no subject) - freken_magda - Jul. 27th, 2020 01:08 pm (UTC) - Expand
(no subject) - torin_kr - Jul. 27th, 2020 01:10 pm (UTC) - Expand
(no subject) - freken_magda - Jul. 27th, 2020 01:13 pm (UTC) - Expand
(no subject) - torin_kr - Jul. 27th, 2020 01:22 pm (UTC) - Expand
(no subject) - saiman872 - Jul. 27th, 2020 05:43 pm (UTC) - Expand
А кто заставлял читать? - serijga_47 - Jul. 27th, 2020 08:53 pm (UTC) - Expand
panov_vp
Jul. 27th, 2020 04:19 pm (UTC)
Марксизм - это идеология.

Тут кратко об этом: http://samlib.ru/p/panow4_w_p/

torin_kr
Jul. 27th, 2020 05:04 pm (UTC)
Марксизм -- это философия. А идеологию можно сделать из чего угодно. Например из учения некоего Иисуса из Назарета.
ewpati
Jul. 27th, 2020 05:42 pm (UTC)
Первая стадия коммунизма - это первобытно-общинный строй.
torin_kr
Jul. 27th, 2020 05:48 pm (UTC)
В том числе...
(no subject) - sergeytsvetkov - Jul. 27th, 2020 05:50 pm (UTC) - Expand
(no subject) - ewpati - Jul. 27th, 2020 06:00 pm (UTC) - Expand
(no subject) - torin_kr - Jul. 27th, 2020 06:02 pm (UTC) - Expand
(no subject) - ewpati - Jul. 27th, 2020 06:05 pm (UTC) - Expand
(no subject) - torin_kr - Jul. 27th, 2020 06:07 pm (UTC) - Expand
(no subject) - ewpati - Jul. 27th, 2020 06:12 pm (UTC) - Expand
(no subject) - torin_kr - Jul. 27th, 2020 06:15 pm (UTC) - Expand
(no subject) - ewpati - Jul. 27th, 2020 06:25 pm (UTC) - Expand
(no subject) - torin_kr - Jul. 27th, 2020 08:37 pm (UTC) - Expand
(no subject) - torin_kr - Jul. 27th, 2020 06:00 pm (UTC) - Expand
dick_sniff
Jul. 27th, 2020 05:51 pm (UTC)
А знаете что сказал Ленин в Октябре 1917 в Смольном.

torin_kr
Jul. 27th, 2020 06:01 pm (UTC)
я это уже раз 100-й вижу... У этого видео борода больше чем у меня
(no subject) - dick_sniff - Aug. 7th, 2020 06:31 pm (UTC) - Expand
net_ushky
Jul. 27th, 2020 06:19 pm (UTC)
там небольшая путаница у них с лениным вышла в изначальных постулатах где материализм, а где идеализм. и от той печки много последующей неразберихи случилось.
попробуйте эту идею асилить: там все не очень сложно, если внимательно присмотреться...
ну, и теперь уж и лефевра можно к пояснениям приторочить, что по разному людям результат видится, если исходные установки разные случились...
torin_kr
Jul. 27th, 2020 06:25 pm (UTC)
Вы Владимира Александровича имеете в виду? Я его конечно же читал. СМД-шник не читавший Лефевра -- это нонсенс.
(no subject) - net_ushky - Jul. 27th, 2020 06:31 pm (UTC) - Expand
(no subject) - torin_kr - Jul. 27th, 2020 06:37 pm (UTC) - Expand
(no subject) - net_ushky - Jul. 27th, 2020 06:41 pm (UTC) - Expand
(no subject) - torin_kr - Jul. 27th, 2020 06:43 pm (UTC) - Expand
(no subject) - net_ushky - Jul. 27th, 2020 06:46 pm (UTC) - Expand
(no subject) - torin_kr - Jul. 27th, 2020 06:57 pm (UTC) - Expand
(no subject) - net_ushky - Jul. 27th, 2020 06:59 pm (UTC) - Expand
(no subject) - torin_kr - Jul. 27th, 2020 07:01 pm (UTC) - Expand
(no subject) - net_ushky - Jul. 27th, 2020 07:15 pm (UTC) - Expand
smiling_cathy
Jul. 27th, 2020 06:23 pm (UTC)
Like
485_21
Jul. 27th, 2020 06:39 pm (UTC)
Безусловно коммунизм - это секта
как и христианство,
а социум глобальный по существу. =))
torin_kr
Jul. 27th, 2020 06:40 pm (UTC)
Идея глобальности мне нравится. Но почему коммунизм -- это секта?
(no subject) - 485_21 - Jul. 27th, 2020 06:59 pm (UTC) - Expand
(no subject) - torin_kr - Jul. 27th, 2020 07:05 pm (UTC) - Expand
(no subject) - 485_21 - Jul. 27th, 2020 07:11 pm (UTC) - Expand
golos_naroda_rf
Jul. 27th, 2020 07:15 pm (UTC)
Like
Page 1 of 2
<<[1] [2] >>
( 75 comments — Leave a comment )

Latest Month

February 2024
S M T W T F S
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
2526272829  

Comments

  • torin_kr
    23 Feb 2024, 17:53
    Для начала попробуйте опровергнуть эту формулу.

    Формула философско – мировоззренческой истины.
    Капитализм несовершенен, но имеет внутренний импульс…
  • torin_kr
    23 Feb 2024, 17:49
    Когда-то я в это верил...
  • torin_kr
    23 Feb 2024, 17:47
    Нет.
    Зло есть, потому что есть недомыслие.
    Вручить каждому человеку инструмент полномыслия и маховик Зла остановится.
  • torin_kr
    23 Feb 2024, 17:25
  • torin_kr
    23 Feb 2024, 17:24
    Согласен
Powered by LiveJournal.com
Designed by Akiko Kurono