torin_kr (torin_kr) wrote,
torin_kr
torin_kr

Categories:

ОБРАЗОВАНИЕ -- что такое креативность и можно ли ее развивать...

Я хочу рассказать о том, как чуть более 30 лет назад, будучи студентом-старшекурсником физфака КГУ, я взялся с одним из молодых преподавателей вести семинар по "психологии творчества". Независимо от названия, мы видели цель семинара в ответе на те вопросы, что вынесены в заголовок поста -- "что такое креативность и можно ли её развивать"

Думаю, очень многие из вас видели фильм "Трасса 60", отрывок из которого я привожу ниже.



Этот отрывок -- как раз о креативности, точнее об ее отсутствии.  Впрочем, ничего страшного в отсутствии креативности я лично не вижу. Человек не может быть креативен непрерывно. Во-первых, никакой мозг не выдержит такого напряжения, во-вторых это просто никому не нужно. В метафорах фильма -- если тебе нужно побыстрее доехать из точки А в точку Б, то зачем съезжать с хайвея и ехать "окольными тропами"? Вот если тебе нужно в некую заранее неизвестную точку, тогда нужна "Трасса 60", то есть извините креативность. Креативность -- это не состояние, это инструмент. Нужен -- взял, попользовался,   не нужен -- отложил в сторону.

Но к любому инструменту нужно иметь склонность. Существует ли склонность к креативности? И если существует, то как с ней можно работать? Можно ли ее померить, можно ли ее развить или, наоборот, убрать? В фильме профессор использует тест с картами просто чтобы потрясти главного героя. Мы же  использовали чуть модифицированный тест с картами именно как способ ПОМЕРЯТЬ способность человека к креативному мышлению.

Профессор постоянно ускоряет время показа карт, мы наоборот - все время замедляли скорость показа. Начинали с  самой быстрой, потом все медленней и медленней и фиксировали время на котором испытуемый начинал видеть "неправильность" карт. Происходило это так -- вначале испытуемый говорил что-то вроде -- "что не так, что там с этими картами не так..." И только потом, после того как время показа каждой карты еще немного увеличивали, он говорил -- "да, карты неправильные, цвет не соответствует форме"... ну или что-нибудь такое же по смыслу. И вот это последнее время мы и фиксировали как коэффициент, обратный креативности -- чем это время больше, тем устойчивее система стереотипов человека, тем меньше способность человека к креативному мышлению...

У нас был случай "клинической антикреативности" -- с одной девочкой мы довели время показа КАЖДОЙ КАРТЫ до 20 секунд. После этого с ней случилась истерика -- она разрыдалась, сквозь слезы она стала говорить, чтобы мы убрали от нее "эту гадость", что она не может нам ничего сказать, что она вообще не знает, как выглядят карты и не может объяснить, что в этих картах неправильно... Девочка собиралась заниматься математической физикой... ну или во всяком случае получать диплом в этой области. Думаю, ей лучше было бы поменять профессиональную область, но вряд ли бы она нас послушала... С семинара, впрочем, мы ее мягко удалили -- на это нашей власти хватило.

Итак, мы ранжировали группу "подопытных" студентов по их склонности к креативному мышлению, "померили" креативность. Теперь надо было переходить ко второй части задачи -- увеличивать эту склонность,  развивать креативность студентов. И вот тут оказалось, что никаких ИНСТРУМЕНТОВ развития креативности у нас нет.  все так называемые "тренинги креативности" в лучшем случае направлены на осознание уже имеющихся креативных навыков, в худшем -- вообще не имеют к креативности никакого отношения. Мы перепробовали десятка полтора -- перечислять их я не буду, при желании в интернете легко найти их все, наберите в Яндексе "тренинги развития креативного мышления" -- и прекратили семинар как провалившийся.

Так я до сих пор и не знаю, можно ли развивать креативность у человека, а если можно -то как?  Сейчас вот любимая докторскую про это пишет, и даже, наверное, ее защитит. Вот только где докторская, а где развитие креативности... Мой старый товарищ, креативнее которого я человека в жизни не видел, считает что с креативностью надо родится. Родился креативным -- повезло, родился НЕ креативным -- не повезло. И ничего с этим сделать нельзя.   А что вы думаете, мои уважаемые френды, по этому поводу?
Tags: Всякие разности, ОБРАЗОВАНИЕ, Про жизнь
Subscribe
promo torin_kr april 3, 20:29 102
Buy for 100 tokens
Все больше россиян опасаются не только коронавируса, но и увольнения из-за эпидемиологического кризиса, говорится в материалах Национального агентства финансовых исследований (НАФИ). Почти половина (42%) опрошенных, оставшись без работы, не смогут протянуть и месяца без займов. Еще 26% отвечают,…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 51 comments