torin_kr (torin_kr) wrote,
torin_kr
torin_kr

Categories:

ВМЕСТО МАНИФЕСТА -- о либерализме и его моральных ценностях

Как написано  в моей "верхнем" посту, я -- "ярко выраженный либерал". Но что это значит -- либерал, да еще ярко выраженный? Дословно --
"либерализм -- общественно-политическое течение, провозглашающее незыблемость прав и индивидуальных свобод человека, выступающее за минимизацию вмешательства государства в жизнь граждан"

Ладно, бог с ним  с "вмешательством государства", да и самим государством, о нём как-нибудь поговорим отдельно. Но что это такое -- "права и индивидуальные свободы человека"? Откуда они берутся? Из биологической природы человека никаких прав и свобод не следует -- ибо биологически человек СТАДНОЕ животное и интересы индивида  в стаде ЖЕСТКО подчинены интересам группы (стада). Из социальной природы человека приоритет индивидуальных свобод тоже вряд ли можно вывести. Наличие в человеке божественной природы я, как атеист, отвергаю. На чем же я основываю свой либерализм? На чем вообще может быть ОСНОВАН либерализм?

мыслитель

Для того, чтобы хоть как-то попробовать разобраться в этом вопросе, можно попробовать пойти от обратного -- понять, на чем основан АНТИЛИБЕРАЛИЗМ(если под ним понимать прежде всего патернализм, а не "голый" тоталитаризм). С этим как раз все просто -- если оставить в стороне "заветы предков" и "божественные скрижали", то остаются ровно ДВА основания для патернализма:

1. Базовым процессом существования человечества является борьба за выживание. В такой борьбе правильно все, что обеспечивает выживание МАКСИМАЛЬНО ВОЗМОЖНОГО большинства. Поэтому интересы большинства должны БЕЗУСЛОВНО ПРЕВАЛИРОВАТЬ над интересами индивида. Так, обречь на гарантированную смерть сотню человек это правильно, если это позволит спасти десять тысяч -- такова логика войны.
2. Природа человека едина и познаваема, поэтому возможно  ПРИДУМАТЬ И СОЗДАТЬ такой социальный строй, который будет безусловным благом для всех НОРМАЛЬНЫХ членов социума. Отклонения от нормы рано или поздно исчезнут и общество будет идеально подходить ВСЕМ своим гражданам.

Если принять эти основания за абсолютную истину, то путем последовательного логического синтеза с неизбежностью приходишь к патернализму. Поэтому объявляя о своем либерализме я должен опровергнуть эти два положения, что я сейчас и попытаюсь сделать. Опровергнуть не в смысле логически доказать их необоснованность -- базовые аксиомы невозможно опровергнуть логически, теорема Гёделя о  неполноте поставила в этом вопросе жирную точку. Опровергнуть -- значит предложить ДРУГУЮ, логически непротиворечивую систему базовых принципов и показать, что жизнь, построенная на них, будет лучше, интереснее и полнее.

Итак, принцип первый.
Базовым процессом существования человечества НЕ является борьба за выживание. Борьба за выживание -- основа жизни ВНЕРАЗУМНЫХ существ. Разум ПОДЧИНЯЕТ себе физиологию и базовым процессом существования РАЗУМНОГО ЧЕЛОВЕЧЕСТВА становится ПОЗНАНИЕ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА. ПОЗНАНИЕ, а не ВЫЖИВАНИЕ. А поскольку в процессе познания опыт и рефлексия над опытом КАЖДОГО человека уникальна и не может быть оценена количественно, то логика ИНТЕРЕСОВ БОЛЬШИНСТВА перестает работать. Вы спасли десять тысяч и погубили сто -- но один из этой сотни мог стать величайшим мыслителем человечества и приблизить процесс ПОЗНАНИЯ значительно больше, чем все спасенные вами десять тысяч. А может быть и НЕ МОГ -- но вы не знаете этого заранее... Более того -- именно ПОЗНАНИЕ является самым эффективным оружием в борьбе за выживание, которая, конечно, остается, но не как БАЗОВЫЙ, а как ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЙ процесс. Поэтому МОЗГ одного гениального КОНСТРУКТОРА позволит выжить большему количеству людей, чем РУКИ десяти тысяч охотников и землекопов.
В качестве первого принципа для либерализма я предлагаю -- "Человечество существует ради познания окружающего мира. В процессе познания ОДИН человек может быть равновелик всему ЧЕЛОВЕЧЕСТВУ".

Теперь второй принцип.
Природа человека, как и весь окружающий наш мир, никогда НЕ БУДЕТ ПОЗНАНА. Процесс ПОЗНАНИЯ -- бесконечен. Человек может познавать себя и  окружающий его мир, но никогда не сможет сказать, что этот процесс ЗАКОНЧЕН и мир ПОЗНАН. Поэтому НИКОГДА не будет построено ИДЕАЛЬНОЕ ОБЩЕСТВО -- ибо сами представления об идеале будут постоянно меняться и дополнятся. Более  того, в процессе этих изменений обязательно будет такой период, когда носителями БОЛЕЕ ПРАВИЛЬНЫХ идеалов будет МЕНЬШИНСТВО --ибо идея всегда появляется в голове одного человека, максимум двух-трех и лишь потом распространяется шире.
В качестве второго принципа для либерализма я предлагаю -- "Человечество никогда не сможет построить ИДЕАЛЬНОЕ ОБЩЕСТВО, ибо наши представления о природе мира и об идеале НИКОГДА не будут полными"

Вот теперь, разобравшись с базовыми принципами, можно поговорить и о "индивидуальных правах и свободах человека". Поскольку все эти права в первую очередь должны обеспечивать процесс ПОЗНАНИЯ, то основным правом человека является право на СВОБОДУ ПОЛУЧЕНИЯ ИНФОРМАЦИИ. Это и свободные СМИ, и свобода собраний (для обмена мнениями) и свобода союзов (для то же самого) и свобода передвижений (включая свободу эмиграции). Следующей, чуть менее важной, свободой является СВОБОДА ОБСУЖДЕНИЯ ЛЮБЫХ ВЗГЛЯДОВ И КОНЦЕПЦИЙ (включая их пропаганду). И наконец, последней свободой -- СВОБОДА ЭКСПЕРИМЕНТОВ, в том числе и СОЦИАЛЬНЫХ (например, построения "Города Солнца" на базе трёх деревушек в глухой сибирской тайге).

Признание АБСОЛЮТНОЙ важности соблюдения ЭТИХ  свобод и является  моими  моральными принципами.  Как из этого получаются традиционные "liberal values" и получаются ли вообще -- я не знаю и мне это, честно говоря, не интересно. Но то, что существует как минимум ПРЯМАЯ КОРРЕЛЯЦИЯ между моими ценностями и тем, что принято считать таковыми "ан масс" -- это я точно знаю. Поэтому в шапке моего журнала и написано -- ярко выраженный либерал.
Tags: Спорности, УМНОСТИ
Subscribe
promo torin_kr december 5, 2015 19:43 25
Buy for 200 tokens
Этот пост -- заказной. Меня его попросила написать одна моя хорошая знакомая, с которой мы знакомы такое количество лет. что аж страшно становится. Как говорит в таких случаях мой младший брат -- "Да ну нафиг. Столько и не живут". Живут... к сожалению. Ладно, это было лирическое…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 20 comments