Top.Mail.Ru
? ?

Previous Entry | Next Entry

Я, как я уже неоднократно говорил, не люблю государство. Я не люблю его как понятие, как форму общественного устройства и особенно -- как практику социальной жизни. Причем все равно какое это государство -- с моей точки зрения ни США, ни Китай, ни Россия, никакая-нить там Голландия как ГОСУДАРСТВА ничем не лучше и не хуже друг друга и я с удовольствием жил бы в мире, где их бы всех не было. Однако государствам как-то глубоко плевать на мою любовь или нелюбовь к ним и исчезать в ближайшие пару десятков (а то и сотен лет) они точно не собираются. Значит, приходится  с ними как-то сосуществовать. А для этого неплохо было бы хоть что-то в них понимать.

И вот в попытках "хоть что-то попонимать" я обратил внимание на теорию "Общественного договора". Да, я понимаю, что ей уже около 600 лет и что научное и гуманитарное мышление с тех пор создало много чего нового. Но если учесть что эту теорию активно использует  и развивает в своих работах один из основных теоретиков современной западной политической философии Джон Роулс, а у нас на нее непрерывно ссылается тот же Александр Аузан, один из самых интересных современных экономистов России, значит не так уж она и устарела.

Но вот в чем беда -- когда я попробовал внятно сформулировать себе в чем же состоит современный общественный договор в России -- я не смог. В США, в Еропе. даже в Китае можно сформулировать нечто, представляющее из себя положения общественного договора (ну или социального контракта  по Роулсу), а вот в нынешней России -- я не смог.

Во времена моей молодости при незабвенном Леониде Ильиче Брежневе социальный договор сводился к фразе -- "Мы делаем вид, что работаем, вы делаете вид что нам платите и в остальном мы друг другу не мешаем". И этот договор действительно всех или почти всех устраивал. Еще лет пять назад его можно было сформулировать примерно так -- "Вы не мешаете нам распоряжаться ресурсами России как мега-корпорации по своему усмотрению, а мы гарантируем вам регулярное повышение зарплаты(денежного довольствия, оклада содержания etc)". И это большинство тоже устраивало. Но вот в чем он состоит сейчас?

Единственное, что мне приходит в голову -- это мобилизационный проект. Когда людям нельзя предложить ничего конкретного, им всегда можно предложить заманчивую цель где-то там за горизонтом, ради достижения которой можно немного и потерпеть. Но и проект-то этот извините, какой-то ублюдочный. Ну что это за проект -- победить врагов? А ПОЧЕМУ они враги?  А ЗАЧЕМ их побеждать? А когда победим, ЧТО будем делать? Ни на один из этих вопросов нормального ответа нет, а те, что есть кроме смеха ничего не вызывают.

"Они враги, потому что они хотят завладеть нашими богатствами" Простите, у нас ЕСТЬ БОГАТСТВА? Тогда почему же мы ими не пользуемся? Может их просто нет и грабить-то уже давно нечего? Но главное даже не то, есть ли что у нас грабить,  главное другое -- а чем мы-то отличаемся от наших врагов? Вот СССР отличался от США тем что строил коммунизм -- то есть имел (ну или как минимум декларировал) ПРИНЦИПИАЛЬНО ДРУГИЕ общественные цели и идеалы. И война с врагами шла за РАЗНЫЕ ВИДЕНИЯ БУДУЩЕГО всего человечества. А нынешняя Россия?  "Мы против однополярного мира". Перевожу на русский -- "пустите нас к той же кормушке, у которой вы уже заняли все приличные места". И это цель для мобилизационного проекта целой страны в полторы сотни миллионов человек?

В общем, если вы, мои уважаемые френды, можете мне сформулировать хоть сколь-нибудь внятный общественный договор, на котором держится нынешняя Россия, я буду вам очень благодарен...

 
promo torin_kr abril 3, 2020 20:29 94
Buy for 100 tokens
Все больше россиян опасаются не только коронавируса, но и увольнения из-за эпидемиологического кризиса, говорится в материалах Национального агентства финансовых исследований (НАФИ). Почти половина (42%) опрошенных, оставшись без работы, не смогут протянуть и месяца без займов. Еще 26% отвечают,…

Comments

( 67 comments — Leave a comment )
Page 1 of 2
<<[1] [2] >>
lj_frank_bot
May. 10th, 2020 03:33 am (UTC)
Здравствуйте!
Система категоризации Живого Журнала посчитала, что вашу запись можно отнести к категории: Общество.
Если вы считаете, что система ошиблась — напишите об этом в ответе на этот комментарий. Ваша обратная связь поможет сделать систему точнее.
Фрэнк,
команда ЖЖ.
torin_kr
May. 10th, 2020 04:41 am (UTC)
Согласен
(no subject) - lj_frank_bot - May. 10th, 2020 04:42 am (UTC) - Expand
akushnikov
May. 10th, 2020 05:00 am (UTC)

Договор про допуск к кормушке всё ещё работает, только круг посвящённых сузился в силу неразвитости системы образования и недальновидности населения (читай, неумения или нежелания переучиваться) . И да, остальные будут молча ждать, пока хватает терпения, потом бомбанет. Также допускаю, что у путина есть козырь в рукаве, который в очередной раз вытащит его рейтинг

torin_kr
May. 10th, 2020 05:02 am (UTC)
Но ведь договор не может быть ДЛЯ ЧАСТИ населения. Он должен быть как минимум для большинства.
(no subject) - fon_rotbar - May. 10th, 2020 06:16 pm (UTC) - Expand
natokaktus
May. 10th, 2020 05:08 am (UTC)
само понятие "общественный договор" - из области фантастики )) Смешно. Когда это вы и с кем подписывали бумагу о соглашении? Все эти слова пусты и ничего не значат в жизни каждого отдельного индивида. Это примерно как определение себя вожаком племени в стародавние времена, а нынче - каким-то аристократом или королем. Опять смешно. И определение какого-то Роулса или какого-то Аузана не имеет к жизни государства ровным счетом никакого отношения и ровным счетом ничего не объясняет...
torin_kr
May. 10th, 2020 05:13 am (UTC)
"какой-то Аузан" -- один из самых авторитетных экономистов современной России и мира. На основе его "определений" принимаются важные решения, определяющие современную экономическую ситуацию в стране. А Вы говорите "не имеет к жизни государства ровным счетом никакого отношения"
(no subject) - natokaktus - May. 10th, 2020 05:28 am (UTC) - Expand
(no subject) - torin_kr - May. 10th, 2020 05:31 am (UTC) - Expand
(no subject) - natokaktus - May. 10th, 2020 05:57 am (UTC) - Expand
(no subject) - torin_kr - May. 10th, 2020 06:04 am (UTC) - Expand
(no subject) - natokaktus - May. 10th, 2020 06:19 am (UTC) - Expand
(no subject) - torin_kr - May. 10th, 2020 06:45 am (UTC) - Expand
(no subject) - natokaktus - May. 10th, 2020 06:57 am (UTC) - Expand
(no subject) - torin_kr - May. 10th, 2020 07:14 am (UTC) - Expand
imperator
May. 10th, 2020 05:11 am (UTC)
если бы вы привели примеры общественного договора в США и Китае, про которые вы пишите, то тогда бы мы могли сравнить есть ли это в России.
А то так простенько у вас, без локазательств, дескать там есть - а у нас нет.
torin_kr
May. 10th, 2020 05:18 am (UTC)
При Китай я как-то ничего не могу сказать, а вот в США очень простой общественный договор -- "Граждане НАНИМАЮТ себе государство, чтобы оно выполняло ряд общих функций по обслуживанию территории на которой они живут". Умными словами это называется -- "концепция сервильного государства"
(no subject) - imperator - May. 10th, 2020 05:25 am (UTC) - Expand
(no subject) - andrey_kaminsky - May. 10th, 2020 05:31 am (UTC) - Expand
(no subject) - imperator - May. 10th, 2020 05:34 am (UTC) - Expand
(no subject) - andrey_kaminsky - May. 10th, 2020 05:41 am (UTC) - Expand
само собой ты дурень - imperator - May. 10th, 2020 05:45 am (UTC) - Expand
Re: само собой ты дурень - imperator - May. 10th, 2020 05:56 am (UTC) - Expand
(no subject) - torin_kr - May. 10th, 2020 05:43 am (UTC) - Expand
(no subject) - imperator - May. 10th, 2020 05:48 am (UTC) - Expand
(no subject) - torin_kr - May. 10th, 2020 06:10 am (UTC) - Expand
(no subject) - imperator - May. 10th, 2020 06:17 am (UTC) - Expand
(no subject) - torin_kr - May. 10th, 2020 06:48 am (UTC) - Expand
(no subject) - fon_rotbar - May. 10th, 2020 06:18 pm (UTC) - Expand
(no subject) - natokaktus - May. 10th, 2020 05:30 am (UTC) - Expand
(no subject) - andrey_kaminsky - May. 10th, 2020 05:32 am (UTC) - Expand
(no subject) - torin_kr - May. 10th, 2020 05:34 am (UTC) - Expand
finikova_malina
May. 10th, 2020 05:18 am (UTC)
Like
andrey_kaminsky
May. 10th, 2020 05:28 am (UTC)
Договора нет, поскольку основа взаимоотношений вельмож и обывателей не договор, а ложь и насилие. Договор это в принципе нечто перманентное, определяющее условия и границы. Условий и границ нет. Сегодня мы забрали рубль, завтра заберём 2. Сегодня запретили одно, завтра запретим вдвое больше. Собственно, все осознали это с повышением пенсионного возраста.
torin_kr
May. 10th, 2020 05:38 am (UTC)
Договора НЕ МОЖЕТ НЕ БЫТЬ. Ведь на чём-то власть держится. На штыках? Но ведь "штыки" -- это тоже часть общества. В России несколько миллионов "силовиков". С членами семей -- это каждый 15-й житель России. На чем держится договор С НИМИ?
(no subject) - andrey_kaminsky - May. 10th, 2020 05:44 am (UTC) - Expand
(no subject) - torin_kr - May. 10th, 2020 05:50 am (UTC) - Expand
(no subject) - andrey_kaminsky - May. 10th, 2020 05:53 am (UTC) - Expand
(no subject) - torin_kr - May. 10th, 2020 06:06 am (UTC) - Expand
(no subject) - andrey_kaminsky - May. 10th, 2020 06:12 am (UTC) - Expand
(no subject) - torin_kr - May. 10th, 2020 06:46 am (UTC) - Expand
(no subject) - andrey_kaminsky - May. 10th, 2020 06:51 am (UTC) - Expand
(no subject) - torin_kr - May. 10th, 2020 07:07 am (UTC) - Expand
m0legula
May. 10th, 2020 06:26 am (UTC)
Like
bat_photo
May. 10th, 2020 06:37 am (UTC)
Like
sophia_picus
May. 10th, 2020 08:01 am (UTC)
Вы отлично сформулировали, на 100% согласна про лояльность в обмен на стабильность.
И этот договор все еще не отменен. Народ не хочет ничего менять, а власть в условиях кризиса пытается этот договор переписать, но ей нечего обществу предложить.
Поэтому то, что мы видим - не новый проект, а односторонняя попытка власти трансформировать имеющийся. Сохранить права («мы рулим ресурсами»), но сбросить социальные обязательства («просим отнестись с пониманием»). У народа это не вызывает восторга, конечно, но все еще есть, что терять, поэтому нет ответных резких движений.
torin_kr
May. 10th, 2020 08:09 am (UTC)
Вопрос -- СКОЛЬКО еще "будет чего терять"? Пока не начнется реальный голод? Так он я думаю никогда не начнется, даже если у России кончатся все ресурсы. Ну кто в мире в здравом уме позволит "уронить в хаос" страну с третьими в мире запасами ядерного оружия? Поморщатся и возьмут на содержание. Будет какая-нить очередная версия договора "Гор-Черномырдин" и очередные "ножки Буша" на каждом углу...
(no subject) - sophia_picus - May. 10th, 2020 08:28 am (UTC) - Expand
(no subject) - torin_kr - May. 10th, 2020 08:36 am (UTC) - Expand
al_firsov
May. 10th, 2020 08:54 am (UTC)
Договор обычного концлагеря:
- Мы Вас охраняем, и немного дает поесть за ваш труд, а вы скопом гордитесь тем, как большой, богатый и единый у нас лагерь, какая сильная и вооруженная охрана, и как мы вместе 75 лет назад защитили территорию нашего лагеря от соседа.
torin_kr
May. 10th, 2020 08:59 am (UTC)
Смотрите -- общественный договор не может быть хорошим или плохим, от него требуется только одно -- чтобы он устраивал ОБЕ СТОРОНЫ. Еще пять лет назад он таким и был -- одни получали власть, другие жизнь "на халяву". Пусть не очень богатую и не очень комфортную, но зато и делать почти ничего не надо. Этакий "совок-лайт". Вопрос -- что СЕЙЧАС может предложить власть народу взамен "жизни на халяву"? Что-то ведь всё равно надо предложить. А что именно -- мне лично непонятно
(no subject) - al_firsov - May. 10th, 2020 10:58 am (UTC) - Expand
(no subject) - pashka_amerikan - May. 11th, 2020 07:05 am (UTC) - Expand
evening_cowboy
May. 10th, 2020 08:58 am (UTC)
Like
natalia_mommy
May. 10th, 2020 09:04 am (UTC)
Все общественные договоры -сводятся к одному - хватает денежек детишкам на молочишко - государство нормальное. Не хватает - наоборот. Протесты зависят от степени нехватки детишкам на молочишко. А по поводу государства - вы читали наверное Повелитель мух? Читали конечно, раз вы давно этим интересуетесь. Вам не кажется, что если проследить путь человечества - государства выросли из ничего, из общественных договоров изначальных. А в Китае какой общественный договор, например?
(no subject) - aleks_visero - May. 10th, 2020 09:10 am (UTC) - Expand
imperator
May. 10th, 2020 06:40 pm (UTC)
в СССР
gadei
May. 10th, 2020 08:35 pm (UTC)
Построй дом, посади дерево, роди сына. Что ты все дрочишь на эту хуйню, что ты суешь нос не в свое дело, в котором, кстати, ничего не смыслишь?
Чиновники берут свое везде: и в Китае, где не помогают и расстрелы, и в Америке – мировом воре. Это фундаментальный закон природы.
Page 1 of 2
<<[1] [2] >>
( 67 comments — Leave a comment )

Latest Month

April 2024
S M T W T F S
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
282930    

Comments

Powered by LiveJournal.com
Designed by Akiko Kurono