?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Значительную часть своей работы  в качестве 1С-программиста я был фрилансером. В моей "личке" на фейсбуке до сих пор стоит место работы "фриланс" -- все никак не соберусь поменять. Вот о фрилансе я с вами, мои уважемые френды, и хочу поговорить в этом посте. О фрилансе как экономическом и социальном феномене 21 века.

Первоначально "фрилансерами" (freelancer), буквально "вольными копейщиками", называли средневековых наемников - профессиональных военных, служивших различным хозяевам за вознаграждение. С XIX века так именуют "свободных художников", независимых журналистов, а также представителей других творческих занятий -- например, программистов. Среди людей, далеких от экономики и бизнеса, фриланс воспринимается как что-то несерьезное, не имеющее сколь-либо серьезного влияния на экономику в целом. Однако это давно уже далеко не так.

фриланс

Каждый двадцатый трудоспособный россиянин занимается фрилансом. За прошлый год эта армия "свободных художников" заработала 700 млн долларов, а в этом году — уже более миллиарда долларов. Рынок свободного труда в России с 2008-го стабильно растет на 100% в год.Согласно данным компании HeadHanter(hh.ru), к услугам фрилансеров прибегает почти 60% российских компаний. Да и сам пул фрилансеров состоит уже почти из 5 млн человек. Причем живут они по всей России, лишь около 30% — в Москве. Обобщенный портрет фрилансера таков: молодой мужчина с высшим образованием, зарабатывающий в среднем около 45 тыров (тыс. руб.) в месяц. А это, кстати, в два раза больше, чем средняя зарплата по России. Причем более чем для половины фрилансеров, занятия фрилансом -- единственный способ  заработка (45% фрилансеров работают в качестве штатного сотрудника, то есть связаны трудовым договором с какой-либо организацией, для них фриланс -- подработка).

Фрилансеры уверенно покоряют и офлайновый рынок. Если когда-то все начиналось с проектов в онлайне для онлайна, то, по данным всероссийской переписи фрилансеров, проведенной Высшей школой экономики и порталом free-lance.ru в прошлом году среди 18 тыс. респондентов, теперь офлайновых проектов от офлайновых компаний — почти четверть общего объема. Самым популярным профессиям — программистам, дизайнерам, переводчикам и копирайтерам — приходится все чаще соседствовать с новыми игроками: инженерами, бухгалтерами и экономистами.
Профессиональная структура фриланса по данным Научного фонда ГУ-ВШЭ выглядит следующим образом (сумма превышает 100%, так как некоторые фрилансеры подпадают сразу под два и более разделов):
  1. Дизайн и графика (создание и обработка изображений) - 43,6%;
  2. Разработка и поддержка веб-сайтов - 34,2%;
  3. Написание рекламных и информационных текстов, в том числе для Интернет-сайтов ("копирайтинг"), переводы - 21,3%;
  4. Программирование - 18,2%;
  5. Реклама, маркетинг, консалтинг и другие деловые услуги - 11,0%;
  6. Фотография (различные виды фотосъемки) - 9%;
  7. Аудио и видео (съемка и монтаж) - 3,7%;
  8. Инжиниринг (технически и производственно ориентированные услуги архитекторов, проектировщиков, промышленных дизайнеров) - 2,3%

Чем же привлекает фриланс специалистов? Наиболее значимую для фрилансеров группу преимуществ можно обозначить общим словом: “СВОБОДА”. Это прежде всего:
1. Оптимизация рабочего времени в течение суток с целью повышения эффективности трудового процесса.
У каждого человека есть какие-то часы активности. Допустим, сейчас ты можешь два часа пора работать, и ты сидишь и работаешь, а потом у тебя остается время, когда ты не можешь просто, мозг не работает. А если ты работаешь в офисе, то ты должен все эти часы сидеть за компьютером и изображать активность.

2. Оптимизация рабочего времени в течение недели с целью минимизации затрат на проведение досуга и одновременно улучшения его качества. Благодаря свободной занятости у человека появляется возможность отдыхать, когда другие работают, и работать, когда остальные отдыхают -- получая определенные финансовые (и не только) выгоды.  Например, в Подмосковье покататься на горных лыжах в рабочий день утром стоит в ТРИ раза дешевле, чем в  выходные.

3.Отсутствие привязки к
своему рабочему месту, к конкретному офису, у фрилансера появляется реальная свобода перемещения,  поскольку благодаря развитию информационно коммуникационных технологий он может самостоятельно организовать себе рабочее место там, где ему удобно. Например в Москве только на поездки до работы и обратно не-фрилансер тратит МИНИМУМ два часа в день.

4. Возможность самостоятельно решать, чем именно заниматься, какие заказы выполнять. У человека появляется возможность браться за более интересные проекты, более критично, более внимательно подходить к их отбору. Когда ты работаешь на кого-то, и тебе сказали: «Делай», – ты делаешь. Если тебе это совсем неинтересно, то это никого не волнует. А тут мне неинтересно – ну и не буду я это делать, идите к другому

5. И наконец, на мой взгляд САМОЕ ВАЖНОЕ --свобода от кампании. Человек является независимым от своих работодателей, он в буквальном смысле “сам себе хозяин”. Благодаря отсутствию постоянного контроля со стороны руководства, отсутствию необходимости подчиняться корпоративным правилам, наконец, отсутствию какого-либо коллектива он получает возможность в полной мере проявить свою индивидуальность, не завися в своей деятельности от других людей, не отвлекаясь на аппаратные игры, не участвуя в корпоративных интригах. В большинстве случаев фрилансеры – это люди, которым чужды офисные ценности, их объединяет нежелание ходить в костюме, притворяться лояльными и соблюдать установленные правила поведения. Одним словом, они не желают быть “офисным планктоном”.

И таких людей с каждым годом становится все больше и больше. Именно поэтому рынок фриланс-услуг растет на 100% в год


Вот такой вот "гимн фрилансу". Почему же я в настоящий момент не фрилансер? Потому что далеко не каждый специалист УМЕЕТ ПРОДАВАТЬ СВОИ УСЛУГИ. Я,  как выяснилось, не умею -- уход с фриланса на постоянную работу увеличил мои доходы в полтора раза ибо я постоянно ЗАНИЖАЛ стоимость своей работы.  Я бы с удовольствием нанял бы специалиста по продаже моих услуг (конечно же фрилансера), но вот как-то именно таких специалистов на фриланс-рынке практически нет.

А среди Вас, мои уважаемые френды, есть фрилансеры? Или может кто-нибудь собирается им стать? Как вы решаете (будете решать) проблему "продажи себя"?
promo torin_kr december 5, 2015 19:43 25
Buy for 200 tokens
Этот пост -- заказной. Меня его попросила написать одна моя хорошая знакомая, с которой мы знакомы такое количество лет. что аж страшно становится. Как говорит в таких случаях мой младший брат -- "Да ну нафиг. Столько и не живут". Живут... к сожалению. Ладно, это было лирическое…

Comments

( 43 comments — Leave a comment )
angi_kerch
Sep. 7th, 2013 03:51 pm (UTC)
Очень талантливые люди и обладают знаниями и умениями передовых компьютерных технологий. В том числе и дизайнеры, системные администраторы, программисты... Среди моих друзей такие есть
Свободолюбивые жутко! Постоянного места работы не имеют. Всегда в поиске:))
torin_kr
Sep. 7th, 2013 03:52 pm (UTC)
Это хорошо или плохо? По Вашей интонации не очень понятно...
(no subject) - angi_kerch - Sep. 7th, 2013 04:11 pm (UTC) - Expand
(no subject) - torin_kr - Sep. 7th, 2013 04:17 pm (UTC) - Expand
panterkin
Sep. 7th, 2013 04:01 pm (UTC)
та же проблема, не умею продавать себя(

Но вот с тем, что фрилансер свободен - не соглашусь. Где-то там в инете есть картинка, типа фрилансер поменял работу 8/5 на 24/7, так оно и бывает в общем-то. На отдыхе, на прогулке, ночью во сне ты не перестаешь думать о еще не сделанной работе, потому что ее много и нужна она "вчера". Очень легко попасть в ситуацию: вчера покатался на лыжах, сегодня что-то лень работать, а завтра приехал друг и с ним надо обязательно погулять -- привет дэдлайн! Понятно, что можно себя как-то организовать, но видимо мало у кого получается, раз такие картинки гуляют по инету...
torin_kr
Sep. 7th, 2013 04:04 pm (UTC)
"На отдыхе, на прогулке, ночью во сне ты не перестаешь думать о еще не сделанной работе" -- Юль, ты не поверишь -- я вот сейчас на ставке, а ситуация та же самая. По-моему профи не может не думать о "не сделанной работе" -- не потому, что за нее не заплатят, а потому что у него есть ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ГОРДОСТЬ. Извини за патетику...
(no subject) - i_rin_lisa - Sep. 7th, 2013 05:42 pm (UTC) - Expand
(no subject) - torin_kr - Sep. 7th, 2013 05:46 pm (UTC) - Expand
(no subject) - i_rin_lisa - Sep. 7th, 2013 05:39 pm (UTC) - Expand
(no subject) - torin_kr - Sep. 7th, 2013 05:45 pm (UTC) - Expand
brenik
Sep. 7th, 2013 06:17 pm (UTC)
так просто это не получается.
если тема пошла, то можно и спрыгнуть на фри, а нет то надо же за что то жить
torin_kr
Sep. 7th, 2013 06:22 pm (UTC)
Ну вот я прогер, для меня заказы есть всегда, поэтому с голода я не умру. Но вот работать за те же деньги придётся в полтора раза больше. Если не в два...
Ну и о блоге пожалуй придется забыть -- не до блога будет..

Edited at 2013-09-07 06:22 pm (UTC)
i_rin_lisa
Sep. 7th, 2013 06:30 pm (UTC)
Фриланс - штука хорошая, но не для всех и не всегда.:)
Фрилансер по сути своей одиночка, который либо не любит, либо не умеет работать в команде. Он лишен карьерных (не путать с профессиональными) амбиций. Фрилансер ВСЕГДА получает за свою работу намного меньше штатного сотрудника, ибо работодатель только на таких условиях согласен "терпеть ослабление контроля за рабочим процессом":)
torin_kr
Sep. 7th, 2013 06:39 pm (UTC)
"фрилансер по сути своей одиночка, который либо не любит, либо не умеет работать в команде" -- так я прямо там в посту это и написал, ну может немного другими словами -- "люди, которым чужды офисные ценности, их объединяет нежелание ходить в костюме, притворяться лояльными и соблюдать установленные правила поведения. Одним словом, они не желают быть “офисным планктоном”"

По поводу денег:
Вопрос -- НА СКОЛЬКО меньше? И потом -- ДАННЫЙ КОНКРЕТНЫЙ РАБОТОДАТЕЛЬ платит меньше. Но ведь очень часто сидя "на ставке" работник не полностью загружен. Значит, перейдя на фриланс, он может делать в два-три раза больше работы. Пусть за тот же объем работы он получит только 2/3 от оплаты "штатника". Но 2/3*3 все равно дадут сумму в ДВА раза больше, чем оклад...
Но это все теория. На практике я знаю человека ТРИ по Москве, которые зарабатывают на фрилансе в два-три раза больше средней зарплаты по Москве для спецов их класса. А я знаю почти ВСЮ ЭЛИТУ в своей профессии.





Edited at 2013-09-07 06:40 pm (UTC)
(no subject) - i_rin_lisa - Sep. 7th, 2013 07:03 pm (UTC) - Expand
(no subject) - torin_kr - Sep. 7th, 2013 07:24 pm (UTC) - Expand
(no subject) - i_rin_lisa - Sep. 7th, 2013 07:52 pm (UTC) - Expand
(no subject) - torin_kr - Sep. 7th, 2013 07:56 pm (UTC) - Expand
(no subject) - i_rin_lisa - Sep. 7th, 2013 08:22 pm (UTC) - Expand
(no subject) - torin_kr - Sep. 7th, 2013 08:41 pm (UTC) - Expand
(Deleted comment)
torin_kr
Sep. 8th, 2013 05:56 am (UTC)
Пташка, там в исследовании, откуда я взял всю фактологию, есть такая цифирка -- 18% фрилансеров -- домашние хозяйки и женщины "в декрете". Правда без расшифровки, сколько именно с маленькими детьми, но 18% -- это по любому очень много.
(Deleted comment)
(no subject) - torin_kr - Sep. 8th, 2013 12:29 pm (UTC) - Expand
fotomanya
Sep. 8th, 2013 01:02 am (UTC)
фрилансер... не все так просто как кажется, тут вы правы. Организовать свое время, чтоб работа тебя не съела - это не такая простая задача.
Я в данный момент как раз фрилансер, правда в творческой профессии - фотограф, не скажу, что все легко, долго - очень долго шла к наработке "имени", и при этом работала совсем по другой профессии.
Сейчас, впервые за последние десятки лет я уже второй месяц не работаю постоянно. С одной стороны меня это угнетает, потому что как ни крути, это стабильный гарантированный заработок, с другой - совмещая все время и фотографию и работу я лишила себя зачастую и отдыха и сна.
Сейчас я только фотограф, но сотрудничаю как с журналами, так и уже два года снимаю для спорта на постоянной основе, остальное - клиентская база и предложения. Постоянного места (не по фото) все таки не хватает, но, понимаю, что если и нужна стабильность то график должен быть для меня подходящим, а такое место не так легко найти. В общем пока обживаюсь в роли фрилансера, спасибо, что семья поддерживает, без этого было б сложно.
torin_kr
Sep. 8th, 2013 05:56 am (UTC)
Сложно с финансами? Или сложно без постоянного коллектива?
(no subject) - fotomanya - Sep. 8th, 2013 11:22 am (UTC) - Expand
ingaret
Sep. 8th, 2013 09:50 am (UTC)
Я парт-тайм фрилансер.
Т.е. работаю на работе, прихожу домой - и дома ещё работаю немного. Но уже - на себя.
torin_kr
Sep. 8th, 2013 12:54 pm (UTC)
Это самый безопасный вид фриланса. Я сейчас тоже так немного подрабатываю фрилансом...
lastochka_77
Sep. 8th, 2013 07:34 pm (UTC)
Практически коллеги и проблемы одинаковые.
torin_kr
Sep. 8th, 2013 07:37 pm (UTC)
А чем ИМЕННО Вы занимаетесь?
(no subject) - lastochka_77 - Sep. 8th, 2013 07:43 pm (UTC) - Expand
(no subject) - torin_kr - Sep. 8th, 2013 08:09 pm (UTC) - Expand
(no subject) - lastochka_77 - Sep. 9th, 2013 06:56 am (UTC) - Expand
(no subject) - torin_kr - Sep. 9th, 2013 10:31 am (UTC) - Expand
(no subject) - lastochka_77 - Sep. 9th, 2013 12:03 pm (UTC) - Expand
(no subject) - torin_kr - Sep. 9th, 2013 12:09 pm (UTC) - Expand
(no subject) - lastochka_77 - Sep. 9th, 2013 12:22 pm (UTC) - Expand
(no subject) - torin_kr - Sep. 9th, 2013 02:40 pm (UTC) - Expand
polli_lolli
Sep. 9th, 2013 05:19 pm (UTC)
Во фрилансе, на мой взгляд, успех зависит от трех факторов:
1. профессионализм
2. умение продавать
3. самоорганизация.

А вот таких "идеальных" фрилансеров, обладающих в равной мере всеми качествами, мало. Отсюда и проблемы фрилансеров.
То, что фрилансеру не хватает общения, это для многих профессий просто не актуально. Если вы журналист, то и на фрилансе вам общения ох как хватит.

Сама я к фрилансу отношусь уважительно. Думаю, в период воспитания детей быть именно фрилансером.
torin_kr
Sep. 9th, 2013 05:23 pm (UTC)
а вот скажи -- а почему нет бизнеса -- "продавцов фриланса" профессиональных посредников между фрилансером и заказчиком? Точнее есть, но -- единичные случаи...
(no subject) - polli_lolli - Sep. 9th, 2013 05:38 pm (UTC) - Expand
(no subject) - torin_kr - Sep. 9th, 2013 05:43 pm (UTC) - Expand
(no subject) - polli_lolli - Sep. 9th, 2013 05:53 pm (UTC) - Expand
(no subject) - torin_kr - Sep. 9th, 2013 06:30 pm (UTC) - Expand
( 43 comments — Leave a comment )