torin_kr (torin_kr) wrote,
torin_kr
torin_kr

Categories:

На злобу дня -- как коронавирус сказывается на IT-индустрии

Вспышка COVID-19 сказалась не только на здоровье человечества, но и на IT: компании переводят сотрудников на удалёнку, новый айфон откладывается, известнейшие мероприятия отменяются. И похоже, что даже если завтра число заражённых пойдёт на спад, какие-то из этих последствий могут остаться с нами надолго. В этом посту я собрал массу разнообразной информации о влиянии пандемии на IT-индустрию в основном на примере западных компаний.
 
Удалённая работа

Сначала западные IT-компании осторожно заговорили о возможности удалёнки в тех офисах, которые ближе всего к очагам распространения вируса, для тех сотрудников, которые сами этого захотят. Но затем всё стало радикальнее: «work from home» стали делать обязательной мерой для всех сотрудников, работа которых в принципе допускает такую возможность, и эти меры добрались до России. Причём это происходит не только в стартапах, которым вообще свойственна гибкость, но и в гигантах, которые традиционно требовали присутствия в офисе.

Google сначала предложил работать удалённо сотрудникам в пределах Bay Area, затем расширил зону этой рекомендации до всей Северной Америки, а потом добавил и другие регионы.

Twitter на прошлой неделе заявил, что «очень поощряет» работу из дома для всех своих штатных сотрудников (их сейчас 4 900), вне зависимости от конкретного офиса. А теперь попросту сделал это обязательным.

Даже в Apple, где царит секретность и всё хотят делать в контролируемой атмосфере офиса, разрешили удалёнку, хотя секретность в этом случае мешает сотрудникам. А теперь и Яндекс порекомендовал сотрудникам работать из дома: офисы (пока что) остаются открыты, но идти туда без необходимости не советуют.

Здесь возникает много нюансов. Что делать с обслуживающим персоналом на почасовой оплате, когда офисы временно опустели? (Многие западные гиганты обещают «мы не бросим их в самый сложный момент, оплатим всё так, будто их работа была по-прежнему нужна».) Что делать с ситуацией «куче людей, у которых дома даже рабочего стола не было, внезапно понадобилось удобное рабочее место»? (Тут хорошо выглядит компания Shopify, пообещавшая возместить каждому сотруднику инфраструктурные расходы до тысячи долларов).

Однако интереснее всех этих нюансов такая глобальная вещь. Конкретно ситуация с коронавирусом со временем так или иначе должна разрешиться, но не окажется ли это поворотным моментом для удалённой работы в целом? Сейчас многие команды впервые работают удалённо — и если они обнаружат, что продуктивность не снизилась, то захотят ли они потом возвращаться в офис?

Это первая пандемия в эпоху, когда IT-гигантам в принципе подходит удалёнка. По сути, получается спонтанный гигантский эксперимент, из которого позже будут сделаны выводы. Правда, эксперимент не вполне показательный, из-за этой спонтанности неизбежны проблемы: когда внезапно и без спроса переводишь кучу людей на удалёнку, кто-то будет вынужден работать в комнате с плачущим ребёнком, а у кого-то возникнут сложности с инфраструктурой. Тем не менее, посмотреть позже на его результаты будет очень интересно.

Онлайн-обучение

Удалённой может быть не только работа. Если раньше школы и университеты могли просто закрываться на карантин, то теперь они стараются использовать технологии, чтобы на учёбе ситуация сказалась минимально.

Стэнфордский университет перешёл на «виртуальный режим», заметив, что это может осложнять дело (например, в случае с лабораторными работами). Родитель из Сиэттла пишет «у моих детей в школах бодро провели инструктаж учителей и подготовили инфраструктуру, но сервис Google Classroom оставляет желать лучшего». Но веселее всего, конечно, в Китае: школьники, массово столкнувшиеся с приложением для дистанционного обучения, решили наставить ему единиц в надежде, что его удалят из App Store.

Тут тоже есть свои нюансы. Например, не у всех учащихся есть удобные компьютерные/мобильные устройства и быстрый интернет — не возникает ли несправедливое разделение, когда часть учеников оказывается в заведомо проигрышном положении? Даже в США, как сообщается, у 12 миллионов детей дома нет широкополосного интернета. При этом, как и с удалённой работой, у людей не было времени подготовиться. Но какие-то хорошие новости тоже есть: помимо того, что сейчас американские провайдеры идут навстречу людям, в части случаев сами школы готовы предоставлять ноутбуки и точки доступа нуждающимся ученикам.

Также навстречу идут IT-компании. Например, Google предоставила до июля бесплатный доступ к «расширенным» возможностям Hangouts Meet всем пользователям G Suite, включая G Suite for Education. Конечно, в этом «широком жесте» легко увидеть маркетинговую акцию: сейчас к сервисам для «удалённых» активностей обращается много новых людей, и если привлечь их бесплатным периодом, позже часть из них станет платящими клиентами. Но если кому-то это поможет учиться, то такой маркетинговой акции можно только порадоваться.

Есть и много других нюансов — например, нет уверенности, что онлайн-сервисы с точки зрения приватности соответствуют нормам американского законодательства, связанным с обучением.

Но, какими бы ни были нюансы, тут тоже получается большой эксперимент, как и с удалённой работой. Об онлайн-образовании говорят много лет, но у него пока так и не произошло по-настоящему масштабного прорыва. Может ли ситуация, когда с таким образованием волей-неволей столкнулось сразу множество людей, поспособствовать этому прорыву?

Производство и продажа

Удалённо работать над софтом возможно, а вот удалённо выпускать железо — не очень. У китайских фабрик произошёл большой спад в работе, а представители крупных компаний стали временно воздерживаться от полётов в Китай, и в итоге коронавирус стал масштабной палкой в колёсах hardware-индустрии.

Самый яркий пример — Apple. Судя по всему, отложена презентация нового бюджетного айфона, планировавшаяся на конец марта: из-за перебоев у поставщиков компания просто не готова продавать новое устройство. У производителя айфонов Foxconn сильно сократилась выручка, но там сильнее переживают даже не из-за упавших объёмов производства, а из-за перспективы финансового кризиса: если потребители станут меньше покупать, не будет смысла много производить. Также в Китае истощаются запасы iPad (перебои в производстве наложились на ситуацию, когда люди вынужденно сидят дома и из-за этого покупают развлекательные устройства).

Apple — далеко не единственный случай. На сайте Ars Technica делятся историями читателей о дефиците, и оказывается, что у других производителей всё тоже сложно: «Lenovo сказали, что у WLAN-модулей срок ожидания в несколько месяцев. Поэтому пока что продали нам ноутбуки без этих модулей, сказав использовать их с Wi-Fi-донглами, а позже установят в них модули отдельно». Из Канады пишут, что вся транспортная система нарушена и в портах громоздят гигантские «высотки» из контейнеров, потому что на складах не готовы их принимать.

На России это тоже сказывается: китайские производители ещё в январе откладывали поставки смартфонов в страну, а Яндекс.Станция предположительно подорожает.

Офлайновые магазины с гаджетами тоже не могут не ощущать последствия. Та же компания Apple сначала закрывала свои магазины в Китае, а теперь смогла снова открыть их — зато закрыла все остальные в мире. Перед этим во имя здоровья продавцам в Apple Store запрещено было предлагать людям примерить наушники AirPods и часы Apple Watch.

Зато при этом предсказуемо хорошо себя чувствует доставка. В Китае курьеры вообще приобрели героический ореол: они доставляют людям в карантине еду, рискуя собственными жизнями. У нас такой героизации нет, но уже перенимают китайскую манеру «бесконтактной доставки» (курьер и получатель заказа не контактируют друг с другом).

В общем, и здесь тоже онлайн-подход может получить мощный толчок. Если раньше люди заказывали готовую еду, то с коронавирусом становится актуальна доставка продуктов (чтобы готовить самому, но не идти в магазин). И распробовав её, люди могут подумать «подождите, а зачем я вообще в магазин хожу-то».

Мероприятия

Казалось бы, тут всё просто и однозначно. MWC отменён. E3 отменён. SXSW отменён. И это не только в IT так: НБА и НХЛ приостановили игры, в Санкт-Петербурге запрещено всё с аудиторией крупнее 1000 человек, а в Липецке из-за коронавируса отменили крестный ход против коронавируса. В общем, «театр закрывается, нас всех тошнит».

Однако, если разобраться, обнаруживаются интересные подробности.

Во-первых, на фоне всех этих отмен в Техасе неделю подряд шёл фестиваль Houston Livestock and Rodeo, численность которого обычно измеряется МИЛЛИОНАМИ человек. После недели проведения его всё-таки остановили, но только в связи с появлением COVID-19 непосредственно в Хьюстоне. Как позволили такое столпотворение, если в том же Техасе заранее отменили SXSW с куда меньшей численностью? Дело в том, что на музыкально-технический SXSW съезжаются отовсюду (в том числе из опасных регионов), а родео-фестиваль — это такое исконно техасское мероприятие для гордых южан. И когда место проведения находится вдали от главных очагов распространения, гигантское (но локальное) мероприятие внезапно оказывается безопаснее многих других.

Во-вторых, часть мероприятий не отменяется, а переносится на лето. Есть основания предполагать, что к лету ситуация изменится в лучшую сторону. Конечно, полной уверенности сейчас не может быть ни у кого, но уже к маю можно будет сделать какие-то предварительные выводы, так что время для планирования останется. Так, в частности, сделали мы — вчера перенесли все наши весенние конференции на июнь-июль.

В-третьих, некоторые мероприятия не отменяются полностью, а переходят в режим «только онлайн-трансляция». Так произошло и с Microsoft Build, и с эппловским WWDC, и (судя по всему) Google I/O, и с частью киберспортивных состязаний. То есть тут, как и в предыдущих разделах поста, получается интересный эксперимент «онлайн получил мощный буст».

К сожалению онлайн-трансляция передаёт только часть ценности конференции: хорошо показать доклады можно (и это само по себе очень полезно), но вот живого общения с экспертами индустрии лишаешься, а оно тоже важно. Зато онлайн стирает границы, позволяя прикоснуться к происходящему тем, кто добраться лично не смог бы. Поэтому интересно посмотреть, что теперь произойдёт с «онлайн-онли» мероприятиями: не станут ли они более мейнстримовым форматом даже тогда, когда карантин везде будет снят.
Tags: На злобу дня, Околокомпутерное
Subscribe
promo torin_kr april 3, 20:29 102
Buy for 100 tokens
Все больше россиян опасаются не только коронавируса, но и увольнения из-за эпидемиологического кризиса, говорится в материалах Национального агентства финансовых исследований (НАФИ). Почти половина (42%) опрошенных, оставшись без работы, не смогут протянуть и месяца без займов. Еще 26% отвечают,…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 6 comments