?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

При советской власти  я успел полноценно (то есть не временно и не по совместительству) поработать всего на двух работах -- на пивзаводе в Санкт-Петербурге (тогда еще -- Ленинграде) и на КраМЗ(е) --Красноярском металлургическом заводе. И на обоих этих заводах существовал особый вид спорта -- кто, что и как наиболее хитро сопрёт или как тогда говорили, "вынесет"  с завода. Об этом разговаривали в "курилках", этим хвастались "под водочку", этому обучали новичков.

несуны

Воровством такое "спирание" не считалось -- попробуй, скажи кому-нить что банку краски, которую он вчера "вынес" с завода для покраски забора на даче, он украл -- да он же тебе всю мор... э-э-э.. лицо разобьет. Ну или глаза выцарапает -- в зависимости от пола. Хотя юридически это были самые настоящие кражи, но я НИ РАЗУ не слышал, чтобы по фактам таких "выносов" возбуждались уголовные дела. Обычно все, что ждало "несунов" -- штраф и конфискация того, что пытались вынести. Самое страшное -- увольнение, но я о таком только слышал, реально ни одного уволенного за "вынос" с завода не видел...

Ну а поскольку все сроки давности по тем "выносам" давно уже прошли, давайте я вам, мои уважаемые френды, расскажу про то, что и как "выносил" или уж, прямо, без эвфемизмов, воровал с завода я.   Итак, первым моим рабочим местом пивзавод. Что можно вынести с пивзавода, да еще работая в цехе розлива? Ну, естественно, пиво. Но не только. Кроме пива у нас был еще спирт -- он использовался  для производства "газировки". А вы не знали, что в советской "газировке" был небольшой процент спирта? Связано это было с тем, что сиропы для "газировок"  делались путем  смешивания сахарного сиропа со спиртовым экстрактом  фруктов, точнее фруктовой кожуры. То есть для изготовления "лимонада" срезалась кожура с лимонов, заливалась на несколько часов (возможно и дней, не помню...) спиртом и полученный "настой" добавлялся в сахарный сироп. Поэтому третьим, что можно было тащить были чищеные цитрусовые -- лимоны, мандарины, апельсины без кожуры.

Тащилось все это безо всяких хитростей -- главное было вынести из цеха, на проходной всем уже было наплевать. Для выноса из цеха была запасная "пожарная"  дверь, всегда запертая на замок, но с 20-сантиметровой щелью между дверью и полом. Все, заготовленное для выноса, проталкивалось в эту щель, потом ты выходил из цеха с пустым бумажным мешком  из под бутылочных пробок, всё перекладывалось в этот мешок  и спокойно проносилось через проходную, вахтер демонстративно "ничего не замечал". Единственный случай когда "пронос" через проходную не удался, был когда мой напарник, пытаясь вынести в таком мешке полтора ящика пива, не удержал его и грохнул об пол прямо перед вахтером. Не заметить пивную лужу вахтер уже никак не сумел. Напарника лишили премии за месяц -- этим все  и кончилось.  Я особо не наглел, обычно идя со смены прихватывал пару бутылок пива, не больше -- просто рассовывал их по внутренним карманам пиджака. И лишь, иногда, обычно перед какими-нибудь большими тусовками питерских "нефоров", притаскивал полный мешок пива. Входило в него, как сейчас помню, ровно 32 бутылки. Спирт я тогда не пил, а чищенные мандарины очень быстро приелись. И потом -- их можно было купить за какие-то копейки в заводской столовой -- куда их было девать,  для длительного хранения они не годились, а  производства варения на заводе не было. Так что таскал исключительно пиво.

Следующий был КраМЗ. там воровать было почти нечего. Как там поется в известной песенке:

"Блюминг вынести - раз плюнуть.
Но кому загонишь блюминг ?"

Но я-то как раз работало в единственном цехе, в котором БЫЛО ЧТО ТАЩИТЬ. Цех выпускал алюминиевую посуду, в том силе алюминиевые бидоны различной емкости - 2-х, 3-х и 5-ти литровые. Вот их и пёрли, ибо были они на тот момент в Красноярске в страшном дефиците. Тут уже все было  пожёстче, чем на пивзаводе -- на проходной сидели не старички-пенсионеры, а молодые ребята -- ВОХР-овцы и пронести мимо них незаметно  пятилитровый бидон было бы затруднительно... Но голь, как известно, на выдумки хитра. Делалось это так -- КраМЗ стоял "стена в стену" с КрАЗ(ом) (Красноярским алюминиевым заводом) и между ними была т.н. "техническая проходная", через которую с КрАЗа на КраМЗ доставляли слитки алюминия. И вот там никаких ВОХРовцев не было.  Поэтому спёртый  из цеха бидон клался для приличия в сумку, потом я шел на территорию КрАЗа через эту самую "техническую проходную", а у КрАЗ(а)  на тот момент часть территории завода просто была не огорожена --шло активное строительство корпусов последнего, третьего, электролизного цеха и территория стройки плавно  переходила в территорию завода безо всяких ограждений. Так что за время моей работы на КрАМзе я снабдил алюминиевыми бидонами свою семью, семьи всех наших родственников и всех своих друзей. Главное было не забыть после "выноса" вернуться на завод и выйти через "официальную" проходную...

И напоследок, байка, которую мне пересказал когда-то отец. Работал он тогда на "закрытом" заводе -- Красноярском радиотехническом, КРТЗ. Завод был страшно секретным, на проходной сидели чуть ли не КГБ-шники, пропуск выдавали на руки при проходе на завод и при выходе снова забирали.... Но всё равно и оттуда пёрли. И вот спёр как-то раз кто-то с завода  банку краски -- нужно ему было дверь на даче покрасить. Вынес, приехал на дачу, покрасил -- а краска не сохнет. Ну то есть совсем -- за два выходных  ни на сколько не подсохла. Приходит мужик в понедельник на завод, в перерыв подходит к технологу цеха, из которого ему по дружбе внесли эту самую краску и, немного смущаясь, рассказывает -- вот, мол, так и так, не сохнет зараза...  Технолог задает пару уточняющих вопросов, что за краска, где именно её взяли и начинает ржать -- ну ты. мужик попал, это краска сохнет только под высоким давлением, мы окрашенные ею детали потом в барокамеру помещаем...  Пришлось мужику отскребать все краску с двери и а саму дверь отмывать после этого скипидаром... Да, учтите, это байка -- то есть за реальность этого случая я не отвечаю. Может, и не бывает такой краски...
promo torin_kr декабрь 5, 2015 19:43 26
Buy for 200 tokens
Этот пост -- заказной. Меня его попросила написать одна моя хорошая знакомая, с которой мы знакомы такое количество лет. что аж страшно становится. Как говорит в таких случаях мой младший брат -- "Да ну нафиг. Столько и не живут". Живут... к сожалению. Ладно, это было лирическое…

Comments

( 27 comments — Leave a comment )
bkl
Feb. 20th, 2019 10:05 am (UTC)
Напомнило историю про человека, который вынес ведро спирта, а на вопрос охранника, что несешь, ответил - не видно что ли - спирт. Посмеялись и пропустили. Апокриф конечно.

Как это было на овощебазе - см. Довлатова, но там своя специфика.
torin_kr
Feb. 20th, 2019 11:08 am (UTC)
Апокриф, но думаю основанный на реальных фактах. Моя бабушка в таких случаях говорила -- наглость второе счастье
igor_piterskiy
Feb. 20th, 2019 10:16 am (UTC)
"Завод был страшно секретным, на проходной сидели чуть ли не КГБ-шники, пропуск выдавали на руки при проходе на завод и при выходе снова забирали"

ГБшники, по моему опыту, сидели только на предприятиях, связанных с чем-нибудь ядреным или спецсвязью. А пропуска не давали на руки на многих военных заводах, в Питере практически на всех.
И помимо общего лозунага "тащи с работы каждый гвоздь, ты здесь хозяин, а не гость", очень способствовало процессу то, что в магазинах массу вещей просто не продавали. Например, среди радиолюбителей ходила шутка, что каждого второго автора статей в жкрнале "Радио" можно сажать. Просто потому, что там описывались конструкции из компонентов, которые никогда не продавались в рознице.
torin_kr
Feb. 20th, 2019 11:10 am (UTC)
это и был завод связанный со спецсвязью. Там делали комплект радиорелейной спецсвязи -- станции Р-412 (по тем временам очень крутые), а также кроссы и (самое секретное!) аппаратуру ЗАС (засекречивания связи)
ingaret
Feb. 20th, 2019 05:41 pm (UTC)
Про источник происхождения радиодеталей, которые не продавались в розницу, но умельцы из них делали всё, начиная от простейшего радиоприёмника, мне отец рассказывал. Были люди, которые сутками дежурили на свалках, в ожидании машины с отходами производства с радиозавода. И либо договаривались с водителем, чтобы дал порыться в кузове, либо сами уже потом ковырялись в выгруженном.

igor_piterskiy
Feb. 20th, 2019 05:47 pm (UTC)
Херня.
Даже не слышал таких баек, хотя много баловался радиолюбительством. Тащили новое и свежее. У нас в Питере для тех, кто не мог сам утащить, действовала еще с 70-х годов весьма популярная барахолка с весьма гуманными ценами. И тоже там продавали все больше новье.
ingaret
Feb. 21st, 2019 06:31 am (UTC)
Re: Херня.
Типа на советском радиозаводе не могли списать и выбросить "новое и свежее", да. Наивняк ... собранные,обкатанные, укомплектованные навеской и покрашенные дизеля, которые не забрал заказчик, кувалдами разбивали и на металлолом сдавали (алюминий налево, чугун направо, сталь прямо). А тут диоды и триоды какие-то.

Что касается "несунов", то и они были, конечно же. И радиорынки были. 70-ых я не помню, а вот в конце 80-ых в Минске на "птичьем" Сторожевском рынке среда была официальным "радиоднём". И что-то я не помню, чтобы у продавцов кто-то спрашивал - откуда у тебя, дядя, десяток плат от "горизонтовского кубика", ещё лаком пахнущих ?
igor_piterskiy
Feb. 21st, 2019 09:00 am (UTC)
Re: Херня.
Само собой, все списывали. Только рассказы про помойки - скорее всего, легенды. Я на питерской барахолке провел очень много времени и многих там знал, ни от кого такую чушь не слышал. А платы от бытовухи - это еще херня. Выносили и новейшие компоненты с военной приемкой.
fon_rotbar
Feb. 21st, 2019 03:51 pm (UTC)
и новейшие компоненты с военной приемкой.
За новейшие не скажу (видимо нам не доставались) а вот про списываемые- мы узнавали раньше всех. Уверен: налаженной системе информации в ЦРУ нам апплодировали-бы стоя!
fon_rotbar
Feb. 21st, 2019 03:49 pm (UTC)
Это что!
Знакомые места падения летающих мишеней отслеживали, и наезжали туда на Минсках и прочих Восходах.
К моменту прибытия НПСК электроники в мишени оставалось немного.
ingaret
Feb. 21st, 2019 05:10 pm (UTC)
Верю.
uelfrjd
Feb. 20th, 2019 10:16 am (UTC)
хороший пост - жизненный!
корефан работая техником связистом в управлении КГБ упер электрополотенец, сам сейчас живу по мелким ремонтам за счет ростовского часового завода: винтики шпунтики, радиодетали, провода...
а что сейчас можно упереть? не производится даже говно, поэтому тырят только денежные средства. и если в ссср ум направлялся на вынос то сейчас сложная схема вывода дензнаков без физподготовки
torin_kr
Feb. 20th, 2019 11:11 am (UTC)
Дензнаки воровать намного сложнее. Независимо от физподготовки...
fon_rotbar
Feb. 21st, 2019 03:52 pm (UTC)
Слушайте: а что такое электрополотенец?!
uelfrjd
Feb. 22nd, 2019 07:52 am (UTC)
Тепловентилятор на руки
abienscumvento
Feb. 20th, 2019 10:35 am (UTC)
"Конечно, сплавляя налево морковку и лук, миллионов не загребешь, но он, похоже, снабжал овощами целую кучу деревенских магазинов. С помощью шоферов, разумеется. Шофер скинет по дороге тут пару мешков, там пару мешков, а Крис Норвуд запишет, что привезли двадцать, когда их всего шестнадцать. А прибыль — пополам. Это везде так, на каждой кухне, где я работал, творилось то же самое. Мясо, опять же. Туши, которые поступают. Что надо, то и сопрут."
Дик Фрэнсис "Двойная осторожность"
torin_kr
Feb. 20th, 2019 11:11 am (UTC)
Так никто и не говорит что это тока в СССР-е было. Просто в СССР-е этого даже не стыдились и воровством не считали...
abienscumvento
Feb. 21st, 2019 12:33 am (UTC)
Если ловили, то считали. Меня в иностранном порту поразило не то, что грузчики толкали зерно "налево", а то, что полицейский старательно от этого отворачивался.
fon_rotbar
Feb. 21st, 2019 03:52 pm (UTC)
Куда ему до генерала Золотова!
hotmysl
Feb. 20th, 2019 01:17 pm (UTC)
Не, не чубайсы. Лохи однозначно. Отраслями никто воровать не догадался. Совки одним словом.
torin_kr
Feb. 20th, 2019 02:05 pm (UTC)
Так никто и не воровал. Так, брали помаленьку из общего котла. Разве это воровство?
hotmysl
Feb. 20th, 2019 02:47 pm (UTC)
Да.Пока не пришли эффективные менеджеры. Тут то всё и началось.
a_spyd
Feb. 20th, 2019 01:32 pm (UTC)
В 80-е была странная мода носить в петлицах пиджаков и курток диоды или резисторы -- тогда только появились маленькие и разноцветные.

И вот как-то идёт на выход с "одного из московских НИИ" молодой специалист.
-- Что несёте? -- строго спрашивает ВОХРОвка.
Долго он не мог понять, о чём речь. Наконец, понял и впал в раздражение.
-- Что, не видите? ЕС 10-45 несу!
-- Подождите, -- сказала вахтёрша и подняла трубку внутреннего телефона. Звонила замдиректора по режиму.
-- Тут, -- говорит -- ЕС 10-45 выносят... Да вот так и выносят... нет, не ящики. Она у него на воротнике висит... на его воротнике, да... цветная такая, маленькая... Хорошо, поняла.
-- Проходите, -- строго сказала несуну. Несун прошёл, зажимая рот ладонью.
-- Что сказал? -- поинтересовалась вторая ВОХРовка.
-- Сказал, что если на воротнике, то пусть несёт, не жалко.
torin_kr
Feb. 20th, 2019 02:05 pm (UTC)
еще одна байка... забавно.
three_l1
Feb. 20th, 2019 06:13 pm (UTC)
Я работал в ВОХРе на жутко секретном заводе в 86м. Пропуска выдавали и забирали, да, но сумки не досматривали :)
marik21
Feb. 21st, 2019 11:20 am (UTC)

Один мой знакомый спер со строительсва химзавода термоизоляционную краску он даже не знал зачем она ему нужна, но решил пусть будет.Его отец ее нашел и покрасил батареи.Отскоблить не смогли пришлось менять батареи.

fon_rotbar
Feb. 21st, 2019 03:46 pm (UTC)
Бывает... Железный сурик соляркой развести, блядь!- у меня практика уже кончилась- а дверь склада всё была словно покрашенная с утра.
( 27 comments — Leave a comment )