?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Тут мне периодически в комментах к моим постам пишут что все мое "светлое капиталистическое будущее" рано или поздно упрется в глобальную нехватку природных ресурсов. Долго я думал чтобы по этому поводу написать в ответ и никак не мог придумать. Но тут мне случайно попалась очень убедительная картинка. И на самую актуальную на сегодняшний день тему -- нефтяную
добыча нефти в сша за последние 100 лет

На этой картинке как вы уже и сами прочитали, график добычи нефти в СШа за последние сто лет. Посмотрим на него внимательно. С 1920 по 1970 год отмечается линейный рост добычи, причем практически с одной и той же скоростью роста. Это период разведки и освоения "естественных", легко доступных запасов сырой нефти. К 1970 году таких запасов больше не осталось -- все что можно было разведать, разведали, все что можно было начать добывать давно уже добывали. Запасы начали потихоньку истощаться, добыча нефти начала падать.

Небольшой период роста  плавного роста  1976- 1984 годов -- это резкая активизация добычи т.н. "шельфовой нефти", то есть нефти залегающей на дне морей в полосе, примыкающей к материкам и отличающейся относительно небольшой глубиной. Но за 8 лет и этот ресурс роста был исчерпан. Добыча нефти снова начала падать. И к началу двухтысячных упала  вдвое -- с 10 миллионов баррелей в сутки до пяти. Казалось бы вот оно, подтверждение концепции об исчерпании природных ресурсов  как естественном пределе экономического роста. Но смотрим дальше.

С 2003 и практически по сегодняшний день добыча нефти в США начала резко расти . В 2016 году США  вернулись к пику добычи  семидесятых -- тем же самым 10 миллионам баррелей в сутки. Что же произошло? А ничего особенного. Просто в 2003 году компанией Devon Energy была начата промышленная разработка т.н. "сланцевой нефти" -- или как она называется официально -- "нефти низкопроницаемых коллекторов". Это потребовало принципиально других технологий, принципиально другого оборудования, на первых порах и принципиально другого финансирования. Но все эти проблемы были решены.  Сегодня примерно половина нефти, добываемой в США и около пяти процентов всей добываемой нефти в мире -- это СЛАНЦОВАЯ НЕФТЬ. И этот процент с каждым днём растет -- пропорционально тому, как падает себестоимость добычи сланцевой нефти. Так средняя себестоимость добычи в формации Bakken, USA,  за последние два года снизилась с 59 до 29,44 доллара за баррель -- то есть в ДВА РАЗА.

И напоследок -- этот пост не о триумфе "сланцевой революции", как вы могли подумать.  Сланцевая нефть -- не панацея. Рано или поздно она тоже кончится. Но к этому времени, а возможно и значительно раньше на рынок выйдет что-то другое, что с успехом ее заменит.  Потому как существует на свете закон, впервые сформулированный великим экономистом Йозефом Шумпетером -- "В условиях рыночной экономики высокие цены ведут к повышению конкуренции, а конкуренция ведет к инновациям"

Повторю еще раз, по словам -- В условиях. Рыночной. Экономики. И высоких цен. Конкуренция. Ведет к инновациям.

Вот про это и пост...
promo torin_kr december 5, 2015 19:43 24
Buy for 200 tokens
Этот пост -- заказной. Меня его попросила написать одна моя хорошая знакомая, с которой мы знакомы такое количество лет. что аж страшно становится. Как говорит в таких случаях мой младший брат -- "Да ну нафиг. Столько и не живут". Живут... к сожалению. Ладно, это было лирическое…

Comments

( 22 comments — Leave a comment )
smenavech
May. 25th, 2017 04:00 pm (UTC)
Ну снова здорово. Вроде, после истории с вашим прогнозом цен на нефть в конце 2016 года вы признали, что мало что в этом понимаете. Никогда не было, и тут опять статья на тему, в которой вы не разбираетесь. Или вы в это время заочно в керосинке учились ?
torin_kr
May. 25th, 2017 05:05 pm (UTC)
То есть для того чтобы есть пироги нужно закончить кулинарный техникум?

И где это я признался в том что мало в чём-то понимаю? Я признался в том, что я ошибся в скорости исполнения моего прогноза. Что ж, даже великие иногда ошибаются. А уж не великие -- тем более. Но общую тенденцию я тем не менее описал правильно

Edited at 2017-05-25 05:07 pm (UTC)
smenavech
May. 25th, 2017 07:12 pm (UTC)
Вы обещали нефть по двадцать, мне помнится. ну да ладно.
И вы правы, к чему учиться, баловство это :) Я поражен вашим размахом, как вы лихо рассуждаете и пишите приговоры на темы от наших недр, до самого космоса, от микропроцессоров до вопросов общего мироустройства. Редко увидишь таких универсалов, мне посчастливилось сталкиваться в жизни с людьми, ориентирующимися в различных областях математики, но вот чтобы так, как вы- поистине ломоносовский масштаб. Редкость.
torin_kr
May. 25th, 2017 07:22 pm (UTC)
Браво, браво!
Ну что вы, право...
Честно скажу
Хвала не отрава..
Спасибо, ребята, конечно вы правы!
smenavech
May. 25th, 2017 07:35 pm (UTC)
Правда вот о вопросах языкознания вы еще не высказывались. Как же без языкознания?
torin_kr
May. 25th, 2017 08:47 pm (UTC)
"И животноводства!"
Oleg Leonov
May. 26th, 2017 04:08 pm (UTC)
ну в вопросах языкознания - регулярно. с упоминанием Шмелевой.
torin_kr
May. 26th, 2017 04:45 pm (UTC)
Ну хочешь -- буду тебя вместо Шмелевой цитировать?
Oleg Leonov
May. 26th, 2017 04:10 pm (UTC)
есть проблемы серьезнее. на сегодня намайнили уже 16 млн биткоинов. осталось 5. а мощности увеличились. ожидается исчерпание в обозримой перспективе.
torin_kr
May. 26th, 2017 04:44 pm (UTC)
Олега, тебя кто-то обманул. Алгоритм майнинга устроен так, что чем меньше остается до лимита, тем больше вычислений требуется на один биткойн. Причем соотношение такое, что скажем на последний миллион потребуется столько же вычислений сколько на все предыдущие 20 миллионов. Тут даже закон Мура не спасает -- автор алгоритма про него точно знал
Oleg Leonov
May. 26th, 2017 05:20 pm (UTC)
сие я в курсе. как и с нефтью. последние капли - самые трудные.

т.е. исчерпание может наступить до "физического" обнуления ресурса. если себестоимость добычи превзойдет его продажность
Oleg Leonov
May. 26th, 2017 05:26 pm (UTC)
и вот представь - живительный поток биткоинов обмелеет, его заменят всякие эрзацы им. виталика бутерина. и катастрофа с неизбежностью явит себя миру.
torin_kr
May. 26th, 2017 05:43 pm (UTC)
Эту катастрофу я готов пережить :)))
utyos
May. 26th, 2017 05:07 pm (UTC)
Сланцевая нефть - это конечно не панацея. Это реальное гробление природы за лишний баррель, чтобы получить за него лишний доллар. "...Деньги нельзя есть..." Где водородный двигатель? Нету водородного двигателя. И не будет до тех пор, пока не выкачают ВСЮ нефть и не выкопают Весь уголь, который можно продать. Так что никаких инноваций, ничего личного, просто бизнес... Пока существует маркетинг как таковый, лучше жить не будем нифига...
torin_kr
May. 26th, 2017 05:18 pm (UTC)
Это мне житель Кемеровской области и работник комбината "Азот" будет про "гробление природы" рассказывать? Да так, как угроблена природа в Кузбассе её никакой сланцевой нефтью не уделаешь. И заметь -- задолго до всякого маркетинга. И до долларов тоже...
utyos
May. 27th, 2017 11:25 am (UTC)
"Азот" безусловно пользы природе не приносит. Но тем не менее его воздействие на окружающую среды было и остается практически пренебрежимо малым по сравнению с тем же "Коксом". И вообще тут в в плане тяжелой промышленности в экологии все более-менее нормально: смог только от автомобилей, в Искитимке, как утверждают, хариус появился... Здесь сейчас другие проблемы - лес в основном, рубят, черти...
utyos
May. 27th, 2017 11:28 am (UTC)
Да, и собственно, кому как не работнику химической промышленности про гробление природы рассказывать? Самое оно. Собственно, о том и коммент...
П.С. Кстати с праздником меня :)
torin_kr
May. 27th, 2017 01:30 pm (UTC)
Присоединяюсь к поздравлениям.

А по сути я просто хотел сказать, что в СССР безо всякой конкуренции и погоней за долларами природу гробили ни фига не меньше чем в США. Так что дело однако не в долларах, а в чем-то совсем другом
utyos
May. 28th, 2017 12:49 pm (UTC)
Опять же совершенно верно, "...что в СССР безо всякой конкуренции и погоней за долларами природу гробили ни фига не меньше чем в США..." Тем не менее СССР уже тупо нет... А доллар есть... А водородного двигателя нет... Как-то так...
Блин, я когда в детстве фантастику читал, я думал, как будет прикольно, когда курс средней школы будет в таблетках и будет нуль-транспортировка... Информаторий всемирный опять же...
А что имеем по факту? Ни первого, ни второго нет даже в обозримой перспективе. Интернет конечно есть, но что он реально делает? В основном зарабатывает доллары (ну или новомодные биткойны) на рекламе и на порно. Ну и небольшая "интеллектуальная элита" его для работы использует...
Как это сука все прискорбно... Все изначально хотят как лучше, а получается как всегда. Помнишь "Человека с бульвара Капуцинов"? Вот очень показательное кино в этом контексте. В частности показывает, что мир на самом деле не меняется совсем...
Oleg Leonov
May. 26th, 2017 05:56 pm (UTC)
Только о себе думаешь
Oleg Leonov
May. 26th, 2017 05:57 pm (UTC)
Это где про катастрофу.
torin_kr
May. 26th, 2017 06:05 pm (UTC)
А о ком мне еще думать? Я же либерал, индивидуалист и агностик...
( 22 comments — Leave a comment )